8248
10 сентября 2025
Назерке Құрманғазинова, фото fckairat.com

Защититься от перекупщиков

Поможет ли что-то справиться с перепродажей билетов на будущие матчи «Кайрата»

Защититься от перекупщиков

По мере приближения исторического для Казахстана матча Лиги чемпионов «Кайрат» – «Реал Мадрид», который состоится 30 сентября, ажиотаж вокруг покупки билетов только усиливается.

Официальная продажа билетов на матч еще не началась, но мошенники уже действуют, пытаясь реализовать несуществующие билеты. «Кайрат» призвал доверять только своему сайту, а болельщики запустили специальную петицию, призвав обеспечить честную и прозрачную систему продажи билетов на домашние матчи клуба в Лиге чемпионов.

«Власть» рассказывает о том, как билетные операторы, профильные министерства и футбольный клуб намерены справляться с перепродажей билетов.

Доверять только Freedom Ticketon и ФК «Кайрат»

Несмотря на заявление ФК «Кайрат» о том, что дата начала официальных продаж и ценовая политика пока не определены, на сайтах перепродажи и площадках вроде OLX уже появились предложения поддельных билетов. При этом цены колеблются от нескольких сотен тысяч до одного миллиона тенге.

В связи с ростом случаев мошенничества ФК «Кайрат» и Freedom Ticketon, которые являются единственными официальными площадками для продажи билетов на домашние матчи клуба в УЕФА заявили, что все официальные новости о продаже билетов будут опубликованы только на их сайтах и в социальных сетях. Они настоятельно рекомендовали не доверять сторонним объявлениям и не совершать покупки через неофициальные каналы.

«Покупая билеты у третьих лиц, вы рискуете лишить себя возможности попасть на матч», - предупредил болельщиков клуб.

Ранее болельщики жаловались, что на ответный матч раунда плей-офф «Кайрат» с «Селтик» билеты были раскуплены менее чем за 1,5 часа после начала продаж, а затем они появились на платформах уже по завышенным ценам.

На этот раз болельщики решили подготовиться заранее и опубликовали петицию с требованием ввести лимит - не более двух билетов на одного человека с обязательной проверкой по ИИН.

«Спекуляции подрывают репутацию клуба и вызывают недовольство в обществе. Ограничение обеспечит равный доступ к билетам для всех желающих», - написал автор петиции Алдияр Нурмолда.

Фото fckairat.com

«В Казахстане не существует специального законодательства, запрещающего перепродажу билетов»

Департамент полиции Алматы также сделал заявление по поводу предстоящего матча «Кайрата» и предупредил, что перепродажа и незаконная продажа билетов запрещена законодательством и влечет административную и уголовную ответственность.

При этом комитет по делам спорта и физической культуры министерства туризма и спорта, отвечая на запрос «Власти», отметил, что для спортивных и развлекательных мероприятий в Казахстане не существует специального законодательства, запрещающего или регулирующего перепродажу билетов.

«В таких случаях применяются лишь общие нормы, например, Гражданский и Административный кодексы позволяют трактовать перепродажу как незаконную предпринимательскую деятельность (если это систематический доход без регистрации), Уголовный кодекс может применяться в случае подделки документов (билеты считаются товарно-денежным документом)», - говорится в ответе комитета.

Схожим образом ответили и в МВД.

В случае подделки, сбыта поддельных билетов, либо мошеннических действий ответственность наступает по статьям 190 (мошенничество) и 385 (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов) Уголовного кодекса, следует из ответа МВД на запрос «Власти».

«Указанные статьи охватывают как перепродажу по завышенной цене, так и подделку, сбыт, а также введение граждан в заблуждение», - подчеркнули в ведомстве.

Фото Жанары Каримовой

Какие меры предпринимаются?

Как сообщили Минтуризма и спорта, на практике Казахстанская федерация футбола (КФФ) внедряет продажу именных билетов с обязательной проверкой документов при входе на стадион. А при продаже билетов на матчи национальной сборной ограничено количество билетов в одни руки с использованием ИИН при оформлении. Но дополнительные меры применяются самими клубами.

Перед матчем с шотландским «Селтиком» ФК «Кайрат» предупредил болельщиков, что билеты, приобретенные через сайт и Freedom Ticketon, будут направлены на электронную почту покупателей только в день матча.

Также клуб запустил свое мобильное приложение Qairat SuperApp, которое должно генерировать уникальный QR-код прямо перед игрой.

«Клуб фиксирует многочисленные факты перепродажи билетов перекупщиками. Такие билеты будут аннулированы. В случае возникновения сомнений при входе на стадион стюарды вправе запросить ИИН, указанный при покупке, для подтверждения личности владельца. При отсутствии подтверждения вход будет запрещен», - сообщено на сайте клуба.

Тем менее некоторые болельщики не смогли попасть на матч с “Селтиком”. Были ли зафиксированы технические или организационные сбои при продаже билетов, ФК «Кайрат» на момент публикации материала не ответил.

Фото Жанары Каримовой

В свою очередь билетный оператор Freedom Ticketon, в комментарии «Власти» отметил, что для защиты прав покупателей применяют такие меры, как антифрод-системы и верификация контактов, которые затрудняют автоматизированный выкуп билетов ботами.

Также при пиковых нагрузках оператор запускает электронные очереди, где порядок формируется по времени входа пользователя на сервис. Для событий с повышенным спросом вводится ступенчатая схема продаж - сначала оформляется ваучер, а билет активируется ближе к событию. Кроме того, по согласованию с организаторами применяются лимиты на количество билетов в одни руки и проводится информационная работа с покупателями.

Из ответа Freedom Ticketon следует, что многие решения зависит от организаторов мероприятий и все права на продажу билетов принадлежат им, а сервис выступает как технологический оператор.

Например, возможность выпуска персонализированных билетов, где билет привязывается к ИИН, также зависит от организатора.

«Важно отметить, что персонализация снижает риски перепродажи, но может создавать дополнительные очереди на входе, так как требуется сверка документов. Поэтому этот подход чаще используется на крупных международных событиях, где организатор готов обеспечить контроль доступа», - подчеркнули в Freedom Ticketon.

Фото пресс-службы акимат Алматы

При этом нельзя исключать, что закон и условия публичной оферты не ограничивают право покупателя на передачу своего права третьим лицам.

В Freedom Ticketon также добавили, что изучают успешные практики других стран и постепенно внедряют новые цифровые решения. У них сейчас действует полуавтоматическая проверка по маскам карт (это контроль транзакций по частично видимым номерам банковских карт), держателям карт и транзакциям.

“Мы применяем интеллектуальную аналитику для выявления повторяющихся масок карт, почт и телефонов среди тысяч клиентов. Подозрительные случаи дополнительно проверяет служба поддержки, и при подтверждении (превышения) лимита билеты аннулируются, а деньги возвращаются покупателю”, - отметил оператор.

Что еще можно сделать?

Спортивный журналист Иван Резванцев отмечает, что в Казахстане практически не было опыта приема гостей такого уровня, как “Реал Мадрид”, поэтому сейчас стоит опираться на практику продаж билетов на культурно-массовые мероприятия. Музыкальные звезды приезжают значительно чаще, чем спортивные.

“Власть” обратилась за комментариями в концертные организации Astana Concert и First Media Group, которые в этом году организовали концерты Дженнифер Лопес и скоро примут Backstreet Boys. Однако первые не ответили на вопросы, а вторая компания перенаправила к билетным операторам, ответив, что именно они выстраивают систему продажи.

Фото пресс-службы акимат Алматы

В министерстве культуры и информации отметили, что если билет куплен официально, покупателя защищает закон «О защите прав потребителей». Однако, данный закон регулирует качество услуги и прозрачность продажи, а не сам факт перепродажи.

Также ведомство отметило, что сервисы онлайн-продажи билетов, где продаются билеты на коммерческие концерты, являются частными, вместе с тем, согласно Предпринимательскому кодексу недопустимо вмешательство государства в дела субъектов предпринимательства.

Возвращаясь к футболу, Резванцев добавил, что на его взгляд, будет удобно, если в Казахстане со временем сделают цифровой паспорт болельщика футбола, который есть в некоторых странах. Цифровой паспорт предусматривает, что там будет указано, что болельщик той или иной команды посещает 60-70 процентов матчей клуба и за такими настоящими фанатами автоматически закрепляются билеты на последующие игры как на внутренние матчи, так и на международные.

Если, например, он за 5 часов до матча не покупает билет, то его место поступает в продажу для других.

«А то получается так, что у нас многие не ходят на футбол, а тут вдруг, когда пошли успехи «Кайрата», люди пошли на стадион, и обычные рядовые болельщики просто не попали в этот список, они остались за бортом. Вот для них и надо вводить цифровые паспорта болельщиков», - считает Резванцев.