В мажилисе обсудили автоматизацию социальных услуг и выяснили, что услуги, хоть и предлагается оказывать по новой схеме, но правила останутся старыми.
Вице-министр здравоохранения и социального развития Светлана Жакупова презентовала мажилисменам пакет законодательных поправок по вопросам оптимизации и автоматизации государственных услуг в социально-трудовой сфере. Основная идея законопроекта - перевод ряда государственных социальных услуг в электронный формат.
"Автоматизация позволит обеспечить доступность, исключение человеческих факторов в двух аспектах, - убеждала депутатов вице-министр. - Ручной ввод всех персональных данных будет исключен. Соответственно, во всех информационных системах человек идентифицируется за счет эталонной базы данных, то есть ошибок уже не будет. Второй аспект - это исключение человеческого фактора при принятии решений. То есть, если есть основания для получения государственной услуги, человеческий фактор уже не будет влиять. Если он (гражданин) уже засветился в базе как подавший заявление - соответственно, по заявлению должны будут приниматься решения. Каждый случай отказа будет рассматриваться в госорганах - каковы причины отказа, соответствие отказа законодательству".
Предполагается, что с принятием законопроекта, граждане смогут получать 10 видов услуг через Центры обслуживания населения. Это три вида государственного социального пособия - по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту; специальные государственные пособия; государственные социальные пособия по спискам 1 и 2; социальные выплаты трех видов - на случай утраты трудоспособности, на случай потери кормильца, на случай потери работы; адресная социальная помощь; государственная базовая пенсионная выплата.
Кроме того, появится возможность получить сразу две услуги по одному обращению. Например, обратившись с заявлением по установлению инвалидности, человек сразу же получит и услугу по назначению соответствующего пособия по инвалидности. "То есть, данному человеку уже не будет надобности ходить в ГЦВП, чтобы подать еще одно заявление на назначение пособия", - объяснила Жакупова.
Идея автоматизации депутатам понравилась. Но по ее практическому воплощению возникли вопросы. Так, Гульмира Исимбаева спросила, как будет выдаваться отказ на электронное заявление.
"Когда человек обращается с заявлением в государственный орган, он указывает свои контактные данные. Если нет оснований для назначения выплаты - будет дан отказ. При отказе получит уведомление, в решении будет указана причина отказа со ссылкой на норму закона", - сказала вице-министр.
Егор Каппель поинтересовался, насколько планируемая трансформация будет доступна для сельского населения, поскольку сегодня люди с отдаленных сел вынуждены ехать в райцентр для оформления любой госуслуги - от пенсии и пособий до свидетельства о рождении. Вице-министр заверила, что все условия уже созданы: во-первых, сельчане могут подавать заявления сельскому акиму, во-вторых, ЦОНы активно развиваются и действуют мобильные ЦОНы, кроме того, есть и платформа e-gov. О том, что во многих сельских населенных пунктах доступа к этой платформе нет, поскольку нет интернета, вице-министр, похоже, не осведомлена.
Депутаты обратили внимание и на другой, не менее важный аспект сферы государственных социальных услуг - работу медико-социальной экспертизы (комиссия по назначению группы инвалидности). Галина Баймаханова сделала особый акцент на том, что депутатам поступает очень много жалоб на работу МСЭ. Светлана Жакупова заверила, что работа по совершенствованию деятельности МСЭ проводится. Но, как следовало из ее ответа, вовсе не в том направлении, о котором заговорили депутаты:
"В первую очередь, во главу угла мы ставим - это конечно же, профилактика инвалидности. Через качественное медицинское обеспечение. И после этого, мы уже смотрим на медико-социальную экспертизу, - объясняла она. - Сегодня проводятся очень дорогостоящие операции. И после этой операции человек никогда не должен стать инвалидом. Логично же! Соответственно, когда эндопротезируют человека, и он уже восстановил свои функции, он не должен быть инвалидом. А сегодня с эндопротезами у нас все претендуют на инвалидность. Эти вопросы мы рассматриваем, и думаем, что в 2015 году у нас будут определенные результаты".
Светлана Ферхо все-таки решила уточнить у вице-министра, будет ли меняться список людей с инвалидностью, и даже пояснила - сегодня люди, получившие инвалидность, обязаны проходить переосвидетельствование. "Не изменился ли список? Возможно ли эти вопросы урегулировать?", - спросила депутат.
"На данный момент законопроект не рассматривает модернизацию работы медико-социальной экспертизы, - уже более настойчиво ответила вице-министр. - По перечню заболеваний - он будет актуализирован. Мы не говорим, что люди при отсутствии той или иной конечности, или какого-то органа, они будут переосвидетельствоваться в течение каких-то лет. По совершенствованию - мы работу ведем, причина и признаки инвалидности они актуализируются, над этим работает несколько институтов, как наших научно-исследовательских, и мы рассматриваем, в частности, для работающих следующим образом: если человек работает на предприятии и в течение двух или трех месяцев на больничном, то это уже есть сигнал для инспектора труда, который должен посетить предприятие и должен проверить условия труда. Таким образом, мы подходим к профилактике инвалидности. А далее мы будем рассматривать признаки и причины инвалидности - это воздействие окружающей среды, условий труда, вредных факторов и так далее. Это будет только в 2015 году".
"То есть, работу комиссий вы пока менять не будете?" - уточнила депутат Ферхо, и, получив в ответ утвердительный кивок, констатировала: "Очень плохо".