Согласно статистике национальной палаты предпринимателей благотворительность в Казахстане достигает всего полумиллиона тенге в год. Оставшиеся средства, а это, по неофициальным подсчетам, около 2 миллиардов тенге, «дарится в черную». Проблемой эксперты называют недостаточную законодательную базу и правоприменительную практику.
«Сегодня к сожалению, в Казахстане ежегодно официально оказывается благотворительности от 100 до 500 миллионов тенге. По нашей оценке около двух миллиардов передается „в черную“, „серые“ схемы оказания помощи. Потому что правоприменительная практика, к сожалению, препятствует тому, чтобы я спокойно сдал отчет, налоговый комитет согласился с тем, что я оказал благотворительность и поставил на вычет», — сказал сегодня в мажилисе на презентации нового законопроекта «О благотворительной, спонсорской и меценатской деятельности» член президиума Национальной палаты предпринимателей Талгат Доскенов.
С ним согласился и один из разработчиков нового законопроекта депутат Николай Кузьмин.
«О чем и говорим, они (меценаты — V.) сегодня почему не идут? Потому что только сложили деньги, на завтра пришли уже проверяющие — (существует — V.) незащищенность у этих людей. Приведу пример конкретный: в Восточно-Казахстанской области организация за четыре миллиона вложила в землю вокруг крытого манежа, еще семь миллионов заплатила за проект, передала безвозмездно государству. Генеральная прокуратура приехала, записку написала: „Прослеживается в реальной коррупции и так далее“. Ну что это такое? Ну кто будет вкладывать? 11 миллионов вложили, а потом ходили и оправдывались. Вот вам и ответ», — привел пример депутат.
Чтобы решить все эти проблемы и реально развить благотворительность в Казахстане депутаты последние полтора года работали над законопроектом «О благотворительной, спонсорской и меценатской деятельности», а также над сопутствующими ему поправками.
«В основу законопроекта положена правовая модель, согласно которой благотворительность, спонсорская и меценатская деятельность представляет собой самостоятельное правление широкого и многогранного социального явления — благотворительность. Каждая из них имеет свои организационные особенности, нуждающиеся в самостоятельной правовой регламентации», — сказал Кузьмин.
Вместе с тем, по его словам, правовое основание такой деятельности идентична, поэтому это позволяет разграничить организационные и правовые характеристики терминов: благотворительность«, «спонсорство» и «меценатство».
«Так, „благотворительность“ как направление олицетворяет собой деятельность, направленную на оказание материальной помощи бедным из милосердия путем проведения различных мероприятий, сборы и пожертвования, также прямой безвозмездной бесплатной передачи им материальных активов физических или юридических лиц без каких-либо условий. Сегодня самая известная благотворительная организация в республике — детский фонд Бобек», — отметил депутат.
«Спонсорство» же традиционно связано с деятельностью физических и юридических лиц, принявших решение об оказании помощи нуждающийся только в качестве поручителя, устроителей грантов финансирующей стороны на условиях обязательной популяризации своего имени.
«В Казахстане начала формироваться своя спонсорская среда бизнеса, которую по достоинству занимает фонд „Самрук-Казына“, компания „Казахмыс“, „Казцинк“ и другие», — привел он пример.
«Меценатство» в законопроекте отмечается как обособленное направление благотворительности. Меценатство рассматривается как некая особая форма покровительства, обеспечения людьми, желающими жить духовной жизнью и создавать для этого очаги культуры и искусства.
«Государство сегодня не в состоянии помогать всем нуждающимся. Сегодня в Казахстане то время, когда много состоятельных людей, но, к сожалению, лишь один процент наших граждан занимаются постоянно такой деятельностью», — констатировал Кузьмин.
Что касается сопутствующего законопроекта «о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам благотворительной, спонсорской и меценатской деятельности», им вносятся поправки в три кодекса — Налоговый, бюджетный и гражданский. А также в семь действующих законов: «О физической культуре и спорте», «О местном государственном управлении и самоуправлении», «О правах ребенка в РК», «О социальной защите инвалидов РК», «О культуре» и «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».