В четверг в мажилисе презентовали проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам регулирования земельных отношений». Споры, скандалы, и митинги с арестами, предшествующие разработке этого документа, помнят все казахстанцы. После долгой работы правительство наконец-то определилось, как будет выдаваться земля в аренду, на какой срок и кого ограничат в праве пользования ресурсами. Но пока оптимизма законопроект не вызывает.
Как напомнил депутатам вице-мниистр сельского хозяйства Ерлан Нысанбаев, по итогам работы комиссии по земельной реформе были даны предложения: сохранить институт аренды сельскохозяйственных земель физическим и юридическим лицам и продлить мораторий на 5 лет.
«Действующий мораторий по вопросам, вызвавшим общественный резонанс, был продлён до 31 декабря 2021 года и были внесены изменения, касательно приостановления предоставления сельхозземель казахстанцам и в аренду иностранцам. Это изменение в статье 24, 37, 97 Земельного кодекса. За время моратория планируется поведение документальной ревизии земель для создания достоверной базы данных о собственниках и землепользователях, качественном состоянии сельскохозяйственных земель, проведение почвенных и геоботанических обследований, создание электронных земельно-кадастровых карт учетных кварталов», - сказал он.
По итогам работы комиссии по земельной реформе были приняты решения сохранить и усовершенствовать институт аренды сельскохозяйственных земель казахстанцев; установить предельные максимальные размеры аренды сельхоз земель; усилить требование к предоставлению сельхоз земель в пограничных территориях; определить площадки пастбищ, а также отнести нужды граждан в предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства к государственным нуждам.
«Предлагаемый законопроект предусматривает закрепление этих вопросов на законодательном уровне», - подчеркнул вице-министр.
Он также пояснил, что сохраняя институт аренды сельхозземель казахстанцам, законопроект предусматривает установление отдельного порядка предоставления земель на конкурсной основе. Согласно этому порядку предоставление сельскохозяйственных земель будет осуществляться по утвержденному перечню. Перечень же будет формироваться отделами земельных отношений района и, в обязательном порядке, согласовываться с общественными советами, национальной палатой предпринимателей, и будет утверждаться акиматом района.
«Для обеспечения прозрачности проведения конкурсов в состав конкурсной комиссии предусмотрено включение представителей общественных советов и организаций не менее 50% от общего числа членов комиссии», - рассказал Нысанбаев.
Для обеспечения гласности и равного доступа к конкурсу всех потенциальных участников новый порядок будет предусматривать извещение о проведении конкурса в СМИ и на официальном сайте акимата и Минсельхоза, а также одновременно направление его всем акиматам районов в пределах области для размещения на своих сайтах и информационных стендах.
«Обязательным условием участия в конкурсе будет предоставление участниками конкурсного предложений, включающих в себя бизнес план ведения сельхозпроизводства, обязательство по составлению и освоению проекта внутрихозяйственного землеустройства, обязательства по созданию рабочих мест для местного населения, обязательства по выполнению индикативных показателей по диверсификации структуры посевных площадей сельхозкультур в соответствии со специализацией региона. Данные требования устанавливаются в целях эффективного и рационального использования земель», - подчеркнул вице-министр.
В целях усиления контроля за рациональным использованием предоставляемых земель законопроектом предусмотрено ведение постоянного мониторинга. Первые пять лет аренды - ежегодно, в последующие периоды на орошаемой пашне - каждые три года, на богарной - каждые пять лет. Результаты мониторинга будут служить основанием для продления срока аренды.
Что же касается исключения предоставления больших площадей сельхозземель в одни руки, документом предусмотрено установление максимальных размеров земельных участков сельхозназначения, которые будут находиться в аренде у казахстанцев в пределах административных районов городов каждой области по видам культуры. При этом общая площадь земель, отдаваемых в одни руки, если не будет превышать установленные для республики предельные размеры, возможна их передача. Предоставление сельхозземель в одни руки размером, превышающим предельные размеры, не допускается.
«Для определения максималных размеров сельхозземель МСХ разрабатывается соответствующая методика расчета. Кроме того, законопроектом предусматривается установление запрета на предоставление земельных участков, расположенных в приграничной полосе и пограничной зоне, иностранцам, лицам без гражданства, гражданам РК, состоящим в браке в супружестве с иностранцами или лицами без гражданства, иностранным юридическим лицам и юридическим лицам РК с иностранным участием. На указанных территориях допускается использование земельных участков сельскохозяйственного назначения для нужд местного населения. Земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные в пределах пограничной зоны государственной границы, предоставляются только в аренду гражданам и юридическим лицам РК», - перечислил вице-министр.
Для решения проблемы с нехваткой пастбищных угодий для выпаса скота личного подворья, законопроектом предусмотрены нормы, согласно которым вокруг населенных пунктов будут определены площади пастбищ, необходимые для удовлетворения нужд населения по содержанию их личного подворья. На данных территориях будет установлен запрет на их предоставление в аренду физическим и юридическим лицам РК. Кроме того, учитывая, что на сегодняшний день большая часть пастбища вокруг населенных пунктов находится в собственности и землепользовании отдельных лиц, акимами будет предоставлена возможность их изъятия путем отнесения нужд населения в пастбищных угодьях к государственным нуждам.
«При этом в рамках земельной реформы, учитывая что идет широкое обсуждение вопроса обеспечения землей для ИЖС, предоставляется возможность решения вопроса согласно генеральному плану населенного пункта», - заключил Нысанбаев.
У депутата Кожахан Жабагиева обеспокоенность вызвала норм по предоставлению акиматам возможности изъятия пастбищ вокруг населенных пунктов. По его информации, в связи с принятием новой агропромышленной программы и программы по развитию массового предпринимательства на селе, население там сегодня массово скупает скот.
«Во всех населенных пунктах: у себя на дому они объединяются в кооперативы, строят прямо возле дома откормочные площадки. Завтра вот это все сочетается одно с другим и последует то, что нам придется расширять вот эти пастбищные угодья вокруг населенных пунктов», - считает депутат.
Все это, по мнению депутата может привести к тому, что акиматы будут постоянно просить деньги из республиканского бюджета на выкуп земель.
«Все эти программы должны быть синхронизированы», - подчеркнул Жабагиев, отметив, что так получится избежать возможных проблем.
Вице-министр напомнил, что сегодня в Казахстане не хватает 27 млн гектар пастбищ. И в рамках сельхозкоопераций, признает он, эта потребность будет расти. В этой связи министерством сельского хозяйства проводятся различные исследования почвы, в ходе которых специалисты будут смотреть целевое назначение земли. Все это позволит выяснить «какое количество земли можно будет изъять в населенных пунктах, по окончанию срока аренды будем использовать их».
«Непростые это социальные вопросы, мы только после ревизии сможем сказать точно, какие меры будем принимать в дальнейшем. До этого нам будет сложно предпринимать какие-то меры. Поэтому правительство определяет средства», - пояснил Нысанбаев.
Депутат Омархан Оксикбаев поинтересовался вопросом возврата неиспользуемых земель.
«До сегодняшнего дня мы знаем какой был порядок при выкупе земли для госнужд. Некоторые дома выкупались за разные цены. Не будет ли это проблематичным в будущем? Может быть надо более четче указать, на какой закон мы будем опираться при выплате компенсаций?. Это надо будет предусмотреть в данном законопроекте», - порекомендовал он.
В данном случае, пояснил Нысанбаев, минсельхоз опирается на закон «О государственном имуществе». И даже если гражданин в свое время выкупил землю по кадастровой стоимости, то государство будет выкупать у него по рыночной.
«Единогласно все представители соответствующих госорганов поддержали такой подход, что выкупать не по кадастровой цене, а по рыночной. И вскоре мы внесем соответствующее предложение по данному вопросу по выкупу по рыночной цене», - заверил вице-министров.
А вот представители не депутатского корпуса — руководитель центрального аппарата общественного объединения «Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл» Фарид Акбердиев заявил о том, что пока новый законопроект вызывает лишь грусть: «Вы знаете, что многие наши областные филиалы возглавляют директора наших научно-исследовательских институтов. На встречах они часто говорят о том, что вот по таким знаменательным событийным решениям о земле никто их мнением не интересуется. То есть ну вы здесь собрались, но не все же здесь ученые, знающие хорошо почву. Поэтому есть предложение либо включить в комиссию постоянных работников, которые отражали бы интересы научно-исследовательских институтов, либо окончательный документ представить им на экспертизу. Потому что звучат такие нотки, что тот документ, который мы получаем по земле, он кроме грусти ничего не вызывает. Это говорят специалисты, причем специалисты, которым уже давно за 60 и которые знают свое дело», - заявил он.
Вице-спикер палаты Владимир Божко парировал, что при обсуждении законопроектов в текущей сессии парламент пошел на «беспрецедентную открытость».
«У вас светлых голов очень много, ну добавьте оптимизма в закон, если вы считаете, что он слишком грустный. Закон висит, проведите конференцию, проведите у себя слушания, и опираясь на мнение высококвалифицированных ученых-агрономов или землеустроителей, дайте предложения. Мы здесь всегда их рассмотрим», - обратился он к представителям партии.
Вот только оптимизма в законопроекте не хватило и представителям партии «Нур Отан». Депутат Жексенбай Дуйсебаев увидел ряд недочетов в документе, которые необходимо изменить «на 180 градусов».
«Предложение касается конкурсной процедуры (на то, чтобы взять землю в аренду - V) очень нагромождены. При проведении конкурса простой житель села не сможет участвовать. Надо упростить это дело. А вы наоборот усложнили. Нет прозрачности, отсюда и коррупциогенность. Там определяется 7 или 8 шагов для того, чтобы дойти до конечного результата вот этой земли через конкурс. Это где видано? Я понимаю, упорядочить надо, но здесь надо будет обеспечить прозрачность и доступность всех, и тогда будет справедливость. А в этом законопроекте проведение конкурса — справедливости не видно. Его надо переделать на 180 градусов», - высказал мнение депутат отметив, что все прозвучавшие предложения он предоставит в рабочую группу.