Ни одного Казахского ханства, но много ЦА, Европы, России и Китая... Vласть перечитала послания президента народу и обнаружила интересные особенности в предпочтениях главы государства и его спичрайтеров. Лексический замер геоприоритетов определил 43 упоминаемые страны и несколько регионов. Причем в этом списке есть не только давно исчезнувшие, но и весьма далекие от республики государства.
Маргарита Бочарова, Vласть
Ссылки на прошлое в выступлениях политиков – далеко не новшество, а скорее привычный риторический прием, который позволяет по-новому взглянуть на настоящее. Основной закон Казахстана наделяет главу государства правом определять внешнеполитические приоритеты государства.
Примечательно, что лишь однажды – в 1999 году – Нурсултан Назарбаев в своем послании сделал ссылку на древние государства, которые считаются одними из родоначальников казахской государственности. Упомянув Золотую, Белую и Синюю Орды, глава государства обратил внимание на то, что именно с них начинается история тюркских народов.
Вопреки ожиданиям ни одного упоминания Казахского ханства в процессе анализа посланий президента обнаружить не удалось – зато внимания удостоились Оттоманская, Австро-Венгерская, Монгольская, Британская и Российская империи, Джунгарское ханство, Византия и даже бывшая Югославия. Однако абсолютным лидером среди стран, исчезнувших с политической карты мира и, тем не менее, регулярно упоминаемых в посланиях, является Советский Союз.
«Советская» риторика в казахстанском политическом дискурсе присутствует неизменно – достаточно сказать, что даже в последнем послании Назарбаева, посвященном Стратегии-2050, слово «постсоветский» в разных контекстах употребляется дважды. В первом случае президент вспоминает 1997 год, когда «постсоветский хаос» еще не был преодолен, во втором случае указывает на то, что Казахстан – первая страна на постсоветском пространстве, которая председательствовала в ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), а теперь примет у себя ЭКСПО-2017.
Переходя к современности, Нурсултан Назарбаев в своих посланиях нередко обращается к тем или иным международным регионам. Среди них за абсолютное лидерство по количеству упоминаний «Центральная Азия» боролась с «Европой», и с небольшим отрывом одержала-таки победу.
С 1997 года центральноазиатский регион является краеугольным камнем практически каждого обращения Назарбаева к народу – количество его упоминаний уже перевалило за полсотни. Из общей тенденции по необъяснимой причине выпали лишь три послания – 2003, 2009 и 2012 годов.
Европу Нурсултан Назарбаев не упомянул лишь два раза – в 1998 и 2003 годах, однако с тех пор на протяжении последних десяти лет европейский регион органично встроен в ежегодные выступления президента.
Чуть меньше внимания глава государства уделял азиатскому региону, Евразии и пространству СНГ (Содружество Независимых Государств). Однако список замыкают вовсе не они – всего по одному упоминанию у прибалтийских государств, Центральной Европы, арабского Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Африки. Последняя, к слову, упоминается лишь для того, чтобы продемонстрировать границы «гигантской дуги нестабильности» в мире.
Нужно отметить, что география упоминаемых в посланиях стран потрясает своим масштабом – всего в 17 обращениях к народу Казахстана упомянуты 43 страны мира. Среди них явными лидерами с практически одинаковыми показателями являются два соседних государства – Российская Федерация и Китай. Таким образом, стратегический характер взаимоотношений с этими странами очевиден и не единожды документально подтвержден.
Уже в своем первом обращении к народу в 1997 году Россия упомянута Назарбаевым 11 раз и наделена главным эпитетом – «дружественная». Позднее сотрудничество с ней начинает активно увязываться с вопросами безопасности, экономической интеграции, совместных космических программ.
В 2004 году глава государства констатирует «высокий» уровень доверия между странами и общность проблем, в 2005 – отмечает тот факт, что впервые граница между двумя государствами обрела юридически закрепленный статус.
В последующие годы российский вектор в посланиях выступает в качестве «важнейшего приоритета внешней политики Казахстана», президент предлагает особо сосредоточиться на рынке соседней страны, объясняет необходимость девальвации тенге аналогичным шагом российского руководства.
С 2010 года Российская Федерация предстает как активный участник казахстанских интеграционных инициатив и, прежде всего, Таможенного Союза. В своем же последнем обращении президент неожиданно напомнил, что Россия, кроме всего прочего, является гарантом безопасности республики.
Несмотря на то, что отсылки к Китаю в наименьшей степени касаются вопросов безопасности, это никак не повлияло на количество упоминаний этой страны в посланиях главы государства. В 1997 году Назарбаев называет Китай «великим соседом», выражает уверенность в отсутствии у него «побудительных мотивов» для нападения на Казахстан и желании инвестировать в отечественный нефтегазовый сектор. Примечательно, что после этого на протяжении семи лет соседняя страна не становилась предметом особого внимания спичрайтеров президента.
В 2005 году Назарбаев вновь заговорил о Китае – сначала в контексте взаимного товарооборота, затем в центре оказались аспекты экономического сотрудничества, чуть позже – создание предприятий на границе, которые смогли бы обеспечивать продукцией казахстанского производства китайские зоны беспошлинной торговли.
С 2008 года упоминание Поднебесной связано, главным образом, со строящимся на территории Казахстана транзитным коридором «Западная Европа - Западный Китай» - «народной стройки века». Обосновывая необходимость Казахстану долгосрочной стратегии до 2050 года, глава государства также не преминул сослаться на опыт китайского планирования.
На почетном третьем месте в ряду стратегических партнеров Казахстана на мировой арене – Соединенные Штаты Америки. Еще во второй половине 90-х годов Назарбаев открыто заявил об участии американского капитала в разработке Каспийского шельфа и Карачаганакского месторождения. В начале 2000-х годов обратил внимание на то, что США признали в лице Казахстана государство с рыночной экономикой, и выразил надежду на рост объемов прямых американских инвестиций в страну.
В 2006 году к стремлению привлечь в страну американский капитал добавляется необходимость внедрения в стране передовых технологий, разработанных, в том числе, в США. В кризисный для всей мировой экономики период Назарбаев, обращая внимание на «конструктивный» характер двусторонних взаимоотношений, все же призывает казахстанцев «усвоить уроки» из ситуации, сложившейся в системе американского ипотечного кредитования. В своем последнем обращении глава государства подчеркивает неизменность внешнеполитических приоритетов Казахстана и, в частности, место среди них для Америки.
На четвертом месте – хоть и со значительным отрывом от предыдущих стран – оказался Афганистан. Интересно, что эта среднеазиатская страна упоминается Назарбаевым чаще, чем партнер Казахстана по Таможенному Союзу – Беларусь. Количество упоминаний последней, в свою очередь, сопоставимо с количеством упоминаний президентом Южной Кореи, Сингапура или Малайзии, которые традиционно выступают образцами динамично развивающихся успешных государств.
В список упомянутых президентом государств помимо прочих также попали:
Эстония – как пример страны, в которой предпринимателям для прохождения всех «экспортных процедур» необходимо затратить всего 5 дней;
Бразилия – как пример страны, которая «разворачивает свою мощь» наравне с Индией;
Северная Ирландия и Руанда – как примеры государств, доказавших на собственном примере, что «ни одна цивилизация, ни одна культура не застрахована от фатальных последствий разобщенности»;
Чили – как пример страны, добившейся экономических успехов благодаря сочетанию «низкой инфляции, дефицита бюджета, сильной национальной валюты, высокой нормы накопления»;
Пакистан – как пример «новой ядерной державы», чьи отношения с Индией по Кашмирскому вопросу зашли в тупик;
Саудовская Аравия – как пример страны, в которой вопреки распространенному мнению о том, что только что родившемуся ребенку сразу же открывают банковский счет, «иждивенческих настроений» нет;
Ирак – как пример страны, в стабилизации которой принимал участие саперный отряд из Казахстана.