Аполлон Корчинский, философ, специально для Vласти
Иллюстрация Лены Поздняковой
Постмодерн – это слово, которое уже никого в Казахстане не удивит. Мы видим проявления постмодерна в массовой культуре казахстанских мегаполисов и крупных городов и можем задавать себе о нем вопросы.
Постмодерн как концепция опирается на недоверие. На отсутствие смысла.
- В чем смысл модерна, с его научно-техническим прогрессом и развитием гражданских свобод, когда этот научно-технический прогресс и свобода, данная людям, привели к газовым камерам Освенцима?
Такой вопрос характерен для постмодернисткой эпохи. Постмодерну очень свойственны заявления о бессмысленности человеческого существования, о недоверии к традиционным реалистическим концепциям, к истинности отражения реальности человеком.
Модерн подарил человечеству университеты и академии, паровозы и судоверфи, супермаркеты и туризм, интернет и шоу-бизнес, однако все это сопровождалось мировыми войнами, геноцидами и холокостами, ядерными бомбардировками и техногенными катастрофами, терроризмом и организованной преступностью.
Появившийся в эпоху модерна новый тип человека, перестал видеть смысл своего существования. Обыватель стал рабом материально-плотских идолов, люди с неустойчивой психикой стали пополнять ряды экстремистских течений.
Так почему же получилось так, что модернистская вера в человека, вера в познаваемый мир - дискредитировали себя, явив миру ужасы масштабных катастроф, рожденных руками человека? А также что ждет эпоху Постмодерна в будущем?
Давайте немного подождем с ответами на эти вопросы и остановим свое внимание на коллективном собирательном образе человека эпохи модерна. Давайте постараемся понять, в чем причина того, что на смену ему пришел обновленный постмодернист.
Принято считать, что появился человек эпохи модерна – в северной Италии позднего средневековья, когда аристократы стали жить вместе с представителями более низких, но богатых сословий за одними городскими стенами. Это было время, когда родовитость начала сдавать позиции богатству.
Именно в этот момент, человечество столкнулось с гигантской проблемой. А точнее с ней столкнулся каждый человек того времени в отдельности. И проблема эта – вопрос о поиске самого себя в этой жизни, в этом мире.
Модерн подарил человеку неслыханную доселе свободу.
Традиции и догма религии стали меньше довлеть над человеком. Каждой личности в отдельности предстояло решать – «Кто Я такой в этой жизни?».
Ведь предшествующая Модерну время – премодерн - не побуждал человека искать ответ на этот вопрос. Там все было ясно: сын кузнеца – кузнец, лавочника – лавочник, а графский сын обязательно в этой жизни будет графом феодалом. Человек, за редким исключением, обязательно был частью группы индивидуумов, с которыми себя соотносил и идентифицировал. Это давало ему жесткий регламент жизни, но при этом обеспечивало спокойствие, чувство опоры и единения. Человек не ощущал себя одиноким, отрезанным от жизни и мира, и шел по жизни вперед с отменным психологическим здоровьем.
Проблемы со смыслом жизни у человека Премодерна как таковой не стояло:
- Божьей волей родился кузнецом? Так будь им! Будь им всю свою жизнь, не покидая местности где родился!
Но модерн выбил человека из феодальной лестницы и человек стал буржуа, человек стал художником и мыслителем уже другого измерения.
Теперь каждый – это уникальная, неповторимая, свободная личность, самостоятельно реализующая свой потенциал. Теперь человеку предстояло в жизни самому искать смысл этой жизни. Нужно было искать новый смысл, который раньше человек получал от своего ремесленного цеха, аристократического рода или монастыря.
Новые свободы подарили также и промышленность нового образца, и новый общественный договор между людьми. Но все это, словно знаменитый лабиринт минотавра - таило в себе не только поражающий воображение своей гениальностью лабиринт, но и жуткое чудовище.
Человек вместе со свободой получал ответственность. Теперь самостоятельно предстояло решать за самого себя, а это значит делать это в одиночестве. То есть человек стал остро чувствовать свое одиночество и заброшенность в этой смертной жизни. Все это порождало нездоровый эмоциональный фон психики отдельного человека в частности и всех людей вместе.
Кроме того, пошатнулся авторитет традиционной церкви, ведь телескопы и микроскопы оказались не происками лукавого, а улучшили качество жизни, медицину, материальное положение людей, ускорили общение в обществе.
И мир встретил новые концепции: коммунизм, фашизм, которые стали предлагать растерянному человеку модерна – новый конечный ответ на вопрос об истине, и, забирая свободу у личности, одновременно снимали с нее всякую ответственность за свою жизнь.
Человек живет в этой жизни сам, но ему тягостно одиночество и он отчаянно нуждается в надежных связях с себе подобными. Новые концепции предложили ему такие новые связи.
Но концепции коммунизма, фашизма и с ними схожие – определяют абсолютную Истину, дают самый конечный ответ на абсолютную Истину, и тем самым делают мертвым человека, его разум и эмоцию.
Человек получая конечный ответ на вопрос о смысле жизни - замирает в своем личностном росте, и состоящее из личностей общество также застывает в стагнации. Начинается процесс разложения такого общества.
Вышло так, что после всех этих войн и катастроф, человек понял – ему нужно постоянно постигать новый и новый смысл, а по сути – никогда не достигнуть его. То есть смысла нет. Все разговоры об Истине – не более как языковые игры.
Человек эпохи постмодерна это агностик, прагматик, эклектик, анархист и демократ.
Однако оставив пустым вопрос о смысле жизни, о наличии такового или его отсутствии, стык модерна с постмодерном подарил удивительное развитие психологии, медицины, антропологии человека.
Тот же самый Освенцим с его газовыми камерами, который приводят в пример постмодернисты, не кажется таким уж бессмысленным, если вспомнить тот факт, что узником этого лагеря был знаменитый основатель Позитивной психологии Виктор Франкл, который в своих трудах использовал опыт, полученный в концлагере. То есть человек, смог возвыситься над воспринимаемой реальностью, которая как кажется вопит только об одном – смысла нет. Человек смог возвыситься над отсутствием смысла и самостоятельно наделить свою жизнь смыслом. Труды Франкла, который добровольно прошел через годы Освенцима, своим примером, смог показать, что Смысл все таки существует, все зависит от самого человека. Все зависит от того может ли человек использовать свой негатив в русле созидания.
Все вышесказанное обнажает картину. Человек в своем развитии движется в разных измерениях – интеллектуальном, физическом, психологическом. Кризис модерна связан с тем, что человек совершил скачок в интеллектуальном развитии, но остался ребенком в эмоциональном плане. С одной стороны человек стал активным пользователем всех благ цивилизации, с другой стороны внутри ощущал себя все тем же сыном кузнеца, которому нужна фигура сильного отца наставника, передающего ему по наследству смысл жизни.
Вместе с тем, модерн подарил человечеству развитие социума и науки, ускоренный и углубленный контакт между всеми землянами, обусловил развитие новых дисциплин – психологии, психотерапии, психофармакологии и т.д. Современный человек стал разрабатывать новые методы и техники гарантирующие ему психологическое здоровье и сбалансированность со своим интеллектуальным развитием. В новой реальности, когда человек индивидуален, свободен, автономен.
Так например новые знания в нейробиологии позволили лучше понять устройство человеческого мозга, что в свою очередь раскрыло многие психосоматические механизмы.
Человек стал осознавать единство и целостность мира и самого себя. Стала очевидна связь между мышлением человека, его эмоциями и телом. Фраза «В здоровом теле здоровый дух» заиграла по новому, когда стала подтверждаться не просто логикой и опытом, но и фундаментальными научными исследованиями.
Газовых камер Освенцима не может организовать человек со здоровым отношением к самому себе. Нарциссическим тираном и лжецом многогранная, целостная и осознанная личность не станет.
Сегодня на медицинских факультетах Стэнфорда и Гарварда появились новые дисциплины, изучающие различные медитативные и гимнастические практики, в том числе родившиеся в эпоху глубокого премодерна.
Цель у всех одна - осознание мыслей, эмоций, присутствия здесь и сейчас в этом мире. При этом стало заметным интересное явление - абсолютная нерелигиозность новых тенденций, в совокупности с использованием практик ассоциирующихся с религией.
Новый человек двадцать первого века смотрит на буддийскую медитацию, горловое пение сибирского шамана, католическое пение в храме или кружащийся танец мусульманского суфия - уже не так как человек эпохи модерна. Рационально, но уже без насмешки.
Человек эпохи четвертой промышленной революции активно стал изучать традицию премодерна, но уже вооруженный квантовой механикой.
Человек - единство и тела и духа и разума, и потому сегодня стали возрождаться и распространяться классические древние медитативные и гимнастические практики, такие как индийская йога например, или китайский тай чи. Активно развивается спорт, появляются все новые и новые виды спорта. Человек стал находить для себя новые источники для спокойствия, безмятежности и невозмутимости. Человек начал осознавать – пусть смысла в жизни нет, но человек сам может этот смысл жизни придать.
А чтобы не страдать от своего одиночества человеку новая эпоха предложила новые инструменты. История движется дальше, человечество и его культура продолжают свое развитие.
Все вышеописанное происходит в эпоху радикальных реформ в образовании. Open Space классы, где ученики объединены в группы работающие над проектами, используются все возможные технологические средства включая виртуальную реальность - вот то место где ребенок будущего будет учиться искать смысл жизни и поиск способов своей самореализации.
Весь вопрос в том, окажется ли Казахстан в числе стран прошедших не только промышленную революцию, но и «психологическую революцию».
Открытие выставки современного искусства POST/НАЧАЛО состоится 14 декабря в Казахстанско-Британском техническом университете.