• 13472
Post/Начало

Александра Цай, куратор художественного проекта «Post/Начало», специально для Vласти

Иллюстрация Лены Поздняковой

Современное состояние очень часто описывают, как ситуацию после – после семидесятилетия советской власти с ее монолитной идеологий и социалистическим реализмом в искусстве, после модернизма – в постмодернизме, с его неустойчивыми характеристиками, эклектикой, завоеванными свободами и пошатнувшейся системой ценностей, после технологической революции, которая связала нас в плотные сети, сети людей, знакомых и друзей, где мы получили коммуникацию, связавшую нас. Новые технологии и способы коммуникации становятся сродни идеологии – всепроникающие, воздействующие на сознание людей, на их способ мышления.

Идеология создает толпу, идеология управляет массами, обезличивая и подчиняя себе индивидуальность, не делают ли то же самое гаджеты и социальные сети?

Какое оно – наше настоящее? Из чего складывает его узор, каковы основные явления, которые определяют его структуру, очерчивают его контуры? И если мы преодолели, если мы вошли в после, то чему мы положили начало?

Художественный проект «Post/Начало», проводящийся при поддержке Фонда им. Фридриха Эберта в Казахстане и Казахстанско-Британского Технического Университета, занимается препарированием этих ситуаций: пост-советского, пост-модерна и после технологической революции, чтобы отыскать границы настоящего, исследовать современность, найти ее составные части, приблизить нас к самим себе и лучше ощутить все возможности, которые нам предлагает любое пост- , любое завершение, одновременно служащее и началом.

Постсоветское

Постсоветское – это не только констатация окончания определенного периода в истории, где пост – в полной мере отражает выход из и завершение явления советского. Постсоветское парадоксальным образом заключает в себе и завершение – хронологическое советского периода, и желание отмежеваться от него в социальном и культурном поле, и его длящееся «наследие», присутствие отдельных его элементов в окружающем нас сегодня мире. Наше общественное устройство – формальное и неформальное все еще носит следы советского строя или отдельных его частей. Зачастую они скрыты от глаз и не всегда удается их разглядеть, тем не менее, они создают определенные социальные конструкты и установки, паттерны поведения, как для индивидуумов, так и для целых сообществ или групп людей. Образ мышления, зависимость от общественных норм, отсутствие самостоятельности или автономности, неуважение к индивидуальности и частности – из чего состоит постсоветский человек? Эта часть проекта посвящена поиску постсоветской символики в визуальной области и в области общественной, в пространстве физическом и метафизическом, как тип мышления, восприятия окружающего мира и себя.

Постмодернизм

Постмодернизму сложно дать емкое и краткое определение. Неустойчивость, шаткость, зыбкость – норм, ценностей, основ. Постмодернизм все отменяет и все разрешает, всему не верит и мало что превозносит. В Казахстане источник постмодернизма – это города и городская культура. Городские культурные коды, субкультуры и сообщества – кто их формирует, чем они отличаются друг от друга, где проходят линии разлома между субкультурами и так ли они далеки друг от друга. В каких формах присутствует постмодернизм на нашем пространстве? Краеугольный вопрос заключается в том, успевает ли развитие общества – общественных институтов, гражданского сознания, системы ценностей, за развитием экономическим. У нас появились новые автомобили, бренды одежды и даже целые города, но мы устраиваем гонки на дорогах, мало подчиняясь правилам дорожного движения, живем «по понятиям» и различным кодексам от категорий «уят» до новоизобретенных традиций, забывая о принятых законах, юридическая сила которых значительно уступает силе общественной морали того же «уят». Общество в разы лояльнее относится к нарушению законов (это можно принять, понять и даже простить), чем к отступлениям от норм общепринятой морали.

Поиск собственной идентичности после обретения независимости, несколько «тучных» лет нефтяных сверхдоходов, желание государства заявить о себе в международном пространстве и громкие проекты государственного масштаба - как инструмент по созданию пресловутого международного имиджа, перекликаются с бумом потребления среди населения, привычками громких праздников и тоев, эстетика которых поражает порой своей эклектичностью. В какой степени наполнение и содержание соответствует заявленному – есть ли инновации в инновационных проектах, научная и техническая мысли в прорывных, или симулякры - изобретение постмодернистских философов, стали одним из завоеваний нашего общества? Симулякр как форма без содержания, жест, который идет вразрез с заявленной целью.

Post-human

Технологическая революция, которая радикально облегчила нам способ существования, которая связала нас в плотные информационно-коммуникационные сети – как она изменила и меняет наш способ общения, как влияет на наш образ жизни, наше сознание и способ восприятия себя? Насколько глубоко она проникла в нашу каждодневную реальность и есть ли от нее спасение? Исследование современности невозможно представить без рефлексии над возрастающей ролью технологий, гаджетов, виртуального пространства в жизни человека. Виртуальные пространства, непрерывная к ним подключенность, возможность оставаться на связи – с невидимым внешним миром, убивает индивидуальность и создает толпу, - бьют тревогу некоторые авторы. Массовая коммуникация и информация встраивает человека в общую систему – взглядов, мнений и отдаляет его от себя, нивелирует в нем личность – сомневающуюся, задающую вопросы, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.

С другой стороны, технология позволяет нам создавать невиданные прежде личные архивы – изображения, записи, фиксировать эмоции, настроения, вкусы и предпочтения. Личный архив, который является практически полным отражением нашего сознания. Достигнем ли мы нового бессмертия с его помощью? И какие еще возможности дает нам развитие технической мысли?

Post/Начало

Вторая часть названия проекта «Начало» - это импульс подумать или помечтать о том, что может прийти завтра, каким будет следующий день. Будущее вырастает из настоящего, но все же, прелесть его в том, что оно не предопределено, что оно кардинальным образом зависит от того, что происходит сейчас, от процессов, которые протекают сегодня, от нашего в них участия и нашего к ним отношения. С одной стороны, картина будущего не самая радостная. На смену постмодернизму с его гибкими конструкциями, отсутствием универсальных истин, полифонией взглядов и мнений, что многократно подвергалось самой разнообразной критике, но в чем присутствует неизбежная открытость, приходит что-то похожее на нео-консерватизм или новый авторитаризм – упрощенная риторика, аппелирование к эмоциям и вновь изобретаемая закрытость. Реванш традиций и авторитетов – от религии до «традиционных ценностей», возвращение сакральных тем, символов, объектов. Запрет на – сомнения, вопросы, неоднозначность. Чем всегда полно искусство. Устойчивые образы. Если казан, то исключительно дном к земле, ибо – традиция. Откуда традиция берет корни, и почему художник не может с этой традицией в своей работе взаимодействовать – вопросы, которые, к сожалению, волнуют только участников художественного процесса, у определенной части населения на них наверняка есть готовые ответы.

Но если будущее – целиком и полностью зависит от нашего к нему отношения, то какое будущее мы хотим? Реальность бросает новые вызовы, достигнутые завоевания – даже эстетические, свободы выражения и творчества, требуют непрерывных усилий. Красоте для того, чтобы существовать, остро необходимы люди, нуждающиеся в этой красоте, готовые ее искать и отстаивать ее право на существование.

Художественный проект «Post/Начало» посвящен исследованию состояний, препарированию тела действительности, сотканной из многочисленных факторов, как поиск точки опоры или точки отсчета для нового старта. Части проекта создают полотно современности. Проект в полном смысле этого слова коллективный. Как полотно настоящего состоит из многочисленных явлений и взаимодополняющих и зависящих друг от друга факторов, так и выставка и ее темы выросли из рефлексии и обсуждений участников и инициаторов этого проекта, которые интересуются окружающим их ландшафтом, и через художественное высказывание и поиск хотят нащупать картину окружающего нас мира. Весь проект – это запрос на рефлексию и дискуссию, это способ и импульс подумать над тем, где мы идем и куда хотим прийти. О чем мы мечтаем и к чему хотим выйти из нашего – пост? Много больших вопросов, ответы на которые, мы и будем искать в процессе создания проекта.

Открытие выставки состоится 14 декабря в КБТУ.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики