Герои

Шанс на равное общество

Шанс на равное общество
Голосовать
0

Тамара Вааль, Астана, Vласть

Алмаз Ержан провел в «заточении» почти 14 лет. После того, как, будучи молодым парнем, он оказался прикован к инвалидной коляске, Алмаз нашел в себе силы не только выйти на улицу, но и найти работу и стать популярным. А помогла ему в этом, как ни странно, социальная сеть Facebook, где он приобрел виртуальных, а после – и реальных друзей, которые помогли Алмазу сделать важный шаг – приобрести работу в самом сердце столицы.

Об Алмазе Ержане люди узнали несколько лет назад, точнее узнали не о нем, а о его странице в социальных сетях. Молодой человек, как и все, жил своей жизнью, строил планы на будущее, которые в один момент перечеркнула тяжелая болезнь. Парень оказался прикованным к инвалидному креслу. Друзья отсеивались один за другим, и за Алмазом ухаживала мама. Однажды он решил: продолжаться так больше не может. Алматинский бизнесмен помог инвалиду-колясочнику и снял для него отдельную квартиру в Кокшетау. Так началась самостоятельная жизнь в «гармонии с самим собой».

«В то время настали самые тяжелые времена, я замкнулся в себе и около 14 лет просидел дома. Ты один, ты с книгами, ты со своими мыслями, ты слушаешь только свое сердце, ты живешь так, как хочет твоя душа, без каких-то больших желаний, потребностей. Просто, скромно, по потребности. Есть еда, хороший сон, компьютер, интернет, общение через интернет, книги. Вот эта жизнь придавала какую-то гармонию мне. Я сейчас понимаю, что это была внутренняя защита. 13 лет я потратил на защиту себя», – говорит Алмаз.

Книги и интернет стали единственной радостью Алмаза в «заточении». Поначалу парень сидел «ВКонтакте», затем перешел на Facebook. Там ему не понравилось, он удалил страницу, но через некоторое время вернулся. Через некоторое время Алмаз научился извлекать выгоду из социальных сетей и зарабатывать деньги онлайн.

«Я сидел «ВКонтакте», потому что там весело: музыка, фильмы, веселые страницы, цитаты. А потом я заметил, что на Facebook можно создавать такие же страницы, но их там практически нет. И я решил перетаскивать цитаты с картинками на странице в Facebook, что-то вроде «мудрости на каждый день». Люди читали, делали репосты, у меня было около 30 тысяч подписчиков. А потом ко мне обратились россияне, попросили поставить их рекламу на страницу и сказали, что заплатят за это. Я не знал, сколько они дадут, но согласился», – рассказывает он.

Алмаз признается, даже не думал о деньгах – просто согласился на предложение. Однако «партнеры» не обманули и перевели на «Яндекс кошелек» около 50 тысяч тенге. Вот только как их снять и потратить, Алмаз не знал, поэтому просто закидывал виртуальным друзьям деньги на телефон. Безвозмездно. Затем научился перекидывать деньги на банковскую карту мамы. Стал зарабатывать, не выходя из дома – социальные сети начали менять его отношение к жизни и миру. Несколько раз Алмазу удалось заработать на бирже. Суммы небольшие, однако, по его словам, «этого вполне хватило, чтобы возомнить себя спекулянтом». Вот только близкие друзья постоянно твердили – в социальных сетях нужно рассказывать не об этом, а о своих проблемах. Проблемах людей с особыми потребностями. Долгое время Алмаз не хотел ничего слушать, пока в очередной раз не попал в больницу. Полтора года назад он решил во всем сознаться. Публично. На странице в Facebook.

«Я написал пост, извинился, попросил прощения у всех, что я всем врал. На самом деле я являюсь простым инвалидом, человеком, который болеет и находится в очень трудной ситуации. Я это написал, поплакал про себя, стало легче, как будто камень с души упал…. Были те, кто начал уходить от меня, отписываться, но были и те, кто начал добавляться. Кто, наоборот, стал меня поддерживать», – сам до сих пор удивляется Алмаз.

С тех пор острые социальные темы стали преобладать на странице Алмаза. Одни с ним дружили, другие обвиняли в саморекламе и пиаре, но Алмаз не обращал на это внимания. Он был рад, что люди вокруг него объединяются, приезжают к нему в больницу, тут же знакомятся в «оффлайне». В итоге Алмаз понял, что нужно стремиться к большему, и переехал в Астану, поселился в доме инвалидов и продолжил свою деятельность в социальных сетях. Он осознал: необходимо объединять людей, ведь только вместе возможно что-то изменить.

«Наше общество сейчас на таком этапе, когда мы начинаем социализироваться, – уверен Ержан. – У нас любят в Facebook хвалить Запад, Европу, что там хорошо, но если там хорошо, почему не привозите это «хорошо» к нам и не создаете у нас? Просто хвалят, а наших сами же критикуют. На самом деле, надо пытаться и у нас это создавать. И к этому мы идем».

Делать и действовать – к таким выводам пришел Алмаз. В итоге был создан общественный фонд «Е-көмек», который направлен на реализацию программ для инвалидов.

«В Казахстане очень много фондов, общественных объединений, но, если бы они все работали, у нас многие социальные проблемы исчезли бы. Многие работают не в направлении общества, они работают в своих целях. Есть, кто работает на общество, но их мало, и с них надо брать пример».

Работа была проделана колоссальная, вот только в стране начался кризис, цены на нефть – падать, количество грантов и финансирование сократилось. Как итог – пока программа отложена в сторону. Однако Алмаз надежды не теряет. Пока же работает советником в одном из национальных холдингов.

«Изначально мы хотели поддерживать инвалидов-предпринимателей, чтобы они стали более сильными, конкурентными и служили на благо обществу. Были примерами, лидерами. Это была изначальная задача», – уверен Алмаз.

К сожалению, признается Алмаз, проблемой остается тот факт, что инвалиды привыкли молчать, привыкли оставаться со своими проблемами один на один. И даже элементарные вопросы неудобства или отсутствия пандусов сегодня активнее поднимают женщины с детскими колясками, нежели люди с особыми потребностями. Ержан подсчитывает: сегодня в стране 600 тысяч инвалидов, 25% из них – колясочники. И цифры растут. По его мнению, к 2020 году в стране будет более миллиона людей с ограниченными возможностями, которые, если государство ничего не предпримет, будут сидеть у него на шее. А ведь сами инвалиды этого не хотят.

«Есть квота 3% – ее делают, потому что приказали. Потому что нужно сделать. А не так, чтобы это было полезно и правильно. Смотрите, сколько у нас людей в банках работают сидя. Эту работу могут выполнять инвалиды на колясках, которые хорошо знают компьютеры. Почему бы и нет? Пусть банки начнут брать инвалидов к себе на работу, и заодно в банках появятся пандусы. Это же сидячая работа. Или в магазине, кассиром в больших супермаркетах. Люди друг друга умеют воспитывать примерами. И вот так общество автоматом социализируется», – приводит пример трудоустройства людей с особыми потребностями Алмаз.

Шанс на равное общество, говорит Ержан, появился в феврале текущего года, когда Казахстан подписал Конвенцию о правах инвалидов. Документ, который позволяет людям с особыми потребностями стать равными, не ущемляя их достоинств. Алмаз уверен: люди, попавшее в одинаковое с ним положение, должны начать заявлять открыто о своих правах, говорить о себе, и, если это необходимо, требовать свое и подавать иски в суды.

«Можно подавать в суды на аэропорты, вокзалы, руководство стоянок, где нет условий для инвалидов. Требовать исполнения своих прав. У нас, наверно, мало юристов, которые этим занимаются, но хотелось бы, чтобы они этим занялись. У нас всюду неправильные туалеты, неправильные пандусы», - заявляет он. Алмаз утверждает, если найдутся юристы, готовые ему помочь, он первым пойдет в суды. Тем более, что нарушений знает предостаточно.

Алмаз также надеется, что государственные органы разработают что-то вроде «дорожной карты» для инвалидов по аналогии с дорожной картой бизнеса или занятости. Но и тут, убежден Алмаз, самим людям с особыми потребностями нужно постоянно заявлять о себе, об этих самых потребностях, и не просто заявлять, а даже требовать. Он уверен, что в стране уже должны создаваться условия для того, чтобы люди в инвалидных креслах могли наравне с другими работать и в парламенте, и в правительстве, и в администрации президента.

«Вот тогда наше государство действительно станет социальным и покажет равные права. Вот – пример, мы равные, мы никого не ограничиваем, вот – пример, как человек добивается своих прав. И он свободен в этой стране. Мы – свободная, демократическая страна. Так давайте не ущемлять свои права. И каждый человек почувствует себя нужным. Он не будет закрываться, он будет открыт обществу. Он будет здороваться с другими, будет работать, потому что иметь работу важнее, чем иметь деньги. Я это на себе понял, потому что так ты чувствуешь, что равен со всеми», – утверждает Ержан.

Шеф столичного бюро Власти

Читайте также
Герои
Остаться оптимистом
  • 29327
Подробнее
Дискуссии
«Нет диагноза, который бы стал катастрофой»: эксперты обсуждают проблемы сирот с особыми потребностями
  • 27518
Подробнее