• 9877
Формула успеха от компании Google

Стив Лор

Можно ли успешную стратегию компании «Google» применить ко всем коммерческим сферам? Авторы книги «How Google Works» («Как работает Google») Эрик Шмидт (бывший президент компании) и Джонатан Розенберг (бывший вице-президент по управлению продуктами и маркетингу) твердо уверены, что это возможно.

В книге «How Google Works» можно найти много много интересных фактов об опыте «Google».

Авторы уверены, что самая важная составляющая успеха – это формировать команды сотрудников, создавать компании и строить корпоративную культуру вокруг людей, которых они называют «умными креативщиками» («smart creative»). Это выходцы из цифровой эры, потомки вчерашних «информационных работников». Термин был введен в пользование в 1959 Питером Друкером, знаменитым теоретиком в области управления.

Но новое поколение отличается от консервативных людей прошлого. Умные креативщики не отличаются большим терпением. Это откровенные любители риска, которым быстро становится скучно, и они часто меняют работу. Они разносторонне развиты в интеллектуальном плане и обычно умеют сочетать глубокие технические знания с деловой хитростью и креативными способностями, заметили авторы.

«Это совершенно новый вид», - пишут Шпидт и Розенберг. «И они являются ключом к достижению успеха в наш век интернета».

Как мы уже упоминали выше, в их книге – написанной в со-авторстве с Аланом Иглом, спичрайтером и сотрудником отдела по связям с общественностью «Google» - много различных познавательных фактов об опыте компании. Один из ранних примеров 2002 года представлен в качестве наглядной квинтэссенции особенной культуры «Google». Соучредитель компании Ларри Пейдж был расстроен тем, как отображались рекламные объявления в поисковых запросах – случайным образом и без наличия какой-либо связи. Он распечатал примеры поисковых запросов с неподходящими объявлениями, отметил их маркером и написал «Эти рекламные объявления – остой». Он прикрепил распечатанные страницы на доске объявлений на кухне компании и оставил их висеть там на выходных.

На выходных пять инженеров поработали над программой рекламных объявлений без каких-либо прямых на то указаний и решили проблему. И это стало основой коэффициента релевантности рекламы компании «Google». Рекламные объявления теперь соотносились с содержанием поисковых запросов, а не с тем, сколько платил рекламодатель или сколько кликов получало рекламное объявление. И эти «пять ниндзя, решивших проблему» – как их назвали авторы – даже не относились к отделу рекламы Google.

Это действительно показательный пример. Верно и то, что похожие истории об умных и креативных предприимчивых командах сотрудников, готовых решить даже сложные проблемы, не является чем-то новым.

В своем совместном интервью Шмидт и Розенберг согласились с этой точкой зрения. Но что поменялось, так это экономический контекст, в условиях которого данные все больше приобретают цифровой формат, и их становится легче отфильтровывать. В прошлом прорывы, совершаемые командами специалистов – начиная с разработки компанией IBM первого языка программирования «Фортран» в 1957 и заканчивая компьютером Apple«Macintosh» в 1984 – были скорее единичными эпизодами в рамках более бюрократичных корпоративных структур.

И все же сегодня – как настаивают авторы – организационные модели, подразумевающие процесс быстрого принятия решений, должны стать корпоративным стилем жизни. Машины, двигатели самолетов и медицинское оборудование, например, все работают на основе программного обеспечения и генерируют огромные объемы сенсорных данных. Поэтому не только интернет-компаниям подобным Google будет полезно поработать на основе принципов Google, разрабатывая инновации и экспериментируя таким образом, чтобы идти впереди в таких сферах, как производство, розничная торговля, банковская сфера и другие.

«Мир все больше становится цифровым», - объясняет Шмидт. «Каждой крупной корпорации требуется стратегия по программному обеспечению. Как и стратегия по управлению данными. Если таковой нет, тогда у вас нет реальной стратегии».

Как пишут авторы, умные креативщики являются ключом к скорости в цифровую эпоху, стратегии и успеху любого продукта. Люди с подобными качествами всегда находятся поблизости. Но в цифровой среде, по словам Розенберга, степень – в которой люди с таким набором характеристик могут влиять на процессы работы – сильно отличаются от того, что было несколько лет назад.

«Определяющая особенность сегодняшних успешных компаний – это способность постоянно разрабатывать хорошие продукты. И единственный способ здесь – это привлекать умных креативщиков и создавать такие условия, при которых они могут преуспеть и раскрыть полностью свой потенциал», - считают авторы.

А как можно стать умным креативщиком? Можно ли этому научиться? Как стать тем самым? Розенберг (сейчас является советником президента «Google» Пейджа) и Шмидт (председатель совета директоров) предлагают разные подходы. Розенберг, имеющий степень бакалавра по экономике и MBA, уверен, что можно начать с получения знаний в технической сфере – компьютерные науки или обработка данных, а затем дальше расширять сферу своих интересов.

Шмидт – программист и бывший научный сотрудник «Bell Labs» - считает, что важно не столько получить образование по определенной дисциплине, но и думать аналитически, и принимать за основу этот способ мышления. «Я не думаю, что нужно делать что-то больше этого», - заключил Шмидт.

© The New York Times 2014

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые