Когда Мэрилин Монро покончила с собой в августе 1962 года, вся американская нация была шокирована этим известием. На протяжении нескольких месяцев после ее смерти СМИ продолжали широко освещать утрату актисы и народную скорбь. При этом резко возросло количеств суицидов среди населения. Согласно одному исследованию в США в тот год количество самоубийств увеличилось на 12% по сравнению с этим же периодом предыдущего года.
Душевное расстройство конечно не является заразным заболеванием. Но есть основания полагать, что суицидальность все же обладает эпидемиологическими свойствами.
Общественный резонанс, возникающий вокруг случаев самоубийств, уже много раз и с определенной долей уверенности связывали с последующим увеличением в печальной статистике самоубийств, особенно среди молодежи. Результаты анализа показывают, что по меньшей мере в 5% случаях суицида среди молодых людей поводом послужила именно эпидемия.
Люди, склонные к лишению себя жизни, ранимы. И огласка случаев суицида может сыграть определенную роль, потому что они начинают рассматривать различные варианты. Есть основания полагать, что «вспышки» или «последовательность» случаев самоубийств действительно являются своего рода явлением. То есть одна смерть может побудить других совершить отчаянный шаг. И особенно сильное влияние оказывают самоубийства знаменитостей.
«Эпидемия суицидов имеет место быть. Поэтому я так беспокоюсь об этом», — объясняет Мэделин Гоулд, профессор эпидемиологии в психиатрии Колумбийского университета (США), специлиазирующаяся на изучении самоубийств с точки зрения эпидемии.
Особенно ее беспокоит случившееся на этой неделе, а именно смерть комика и актера Робина Уильямса.
Специалисты по предотвращению самоубийств разработали ряд рекомендаций в отношении того, как средства массовой информации должны освещать подобные случаи. Ключевая идея состоит в том, что необходимо избегать приукрашивания событий, связанных с суицидом. Не нужно выставлять такие случаи в качестве неизбежного решения проблем для людей, входящих в группу риска. Эти рекомендации уже привели к положительным результатам. Исследование, проведенное в Вене, выявило значительное понижение риска возникновения случаев суицида после того, как журналисты стали придерживаться полученных рекомендаций в своих материалах.
При освещении подобной тематики, однако нужно также не забывать о долге журналиста по информированию общественности о происходящих событиях. Хотя в наш век интернета человеку, который хочет знать все подробности происшествия, не составит особого труда найти их в сети. Большинство исследований о самоубийствах появились прежде, чем популярность соцсетей начала расти.
Лишь несколько рекомендаций было учтено в случае с Робином Уильямсом. Стоит добавить, что различные исследования предлагают избегать повторного или широкого освещения, не упоминать слово «суицид» или «самоубийство» в заголовках и не говорить о способе его совершения. «Но как такой случай не может быть широко освещен?» — поясняет Гоулд.
Эксперты также советуют, чтобы в статье упоминалась информация о том, как можно избежать совершения самоубийства (например, позвонив в службу психологической поддержки или по горячей линии, если таковая имеется).
Специалисты также рекомендуют избегать такого контекста освещения, в котором смерть описывается как способ бегства от проблем. Один из примеров — смерть вокалиста рок-группы «Nirvana» Курта Кобейна, особенно горячо любимого молодежью в Сиэттле, где развивалась его карьера, и где он умер. Освещение его смерти в средствах массовой информаци было тесно связано с сообщениями о лечении душевных расстройств и предотвращении самоубийств. А также с общественным обсуждением того, какой трагедией была смерть певца для его семьи. Эти факторы помогают объяснить, почему не последовало печальной статистики. В течение нескольких месяцев после смерти Кобейна количество звонков на горячие линии психологической помощи в Сиэттле увеличилось, а статистика самоубийств уменьшилась.
«В этих случаях причина смерти сильно отличается», — комментирует Кристин Мутьер, главный врач Американского фонда по предотвращению самоубийств.
«Когда кто-то умирает от рака, сердечного заболевания или СПИДа, не нужно беспокоиться о том, как это преподнести».