Ездить на работу на велосипеде я начал летом 2004 года.
Очень быстро тогда сообразил, что использовать для этого проезжую часть удобнее
и проще. Там нет трудно предсказуемых пешеходов, и будучи автомобилистом, я
легко встроился в транспортный поток. Теперь, по прошествии двенадцати лет, я
пришел к выводу, что отсутствие велодорожек далеко не единственное препятствие
для развития культуры городского велотранспорта. Да, ездить на велосипеде приятно,
весело и полезно для здоровья, но когда он становится повседневным транспортом,
этого мало.
Проблема №1 - окрашенные тротуары
По нелепому стечению обстоятельств, в деле развития велотранспорта муниципалитет Алматы предпочел повторять ошибки большинства городов третьего мира, вместо того, чтобы перенимать передовой опыт городов европейских. Яркий пример - окрашенные в красное тротуары, которые чиновники смело обзывают велодорожками.
Эти красные линии не соответствуют ГОСТам, противоречат СНиПам (строительным нормам), конфликтуют с Правилами дорожного движения. В непогоду крашенный асфальт элементарно опасен для людей, - он становится чрезвычайно скользким. И пожалуй, самое печальное, - они необратимо ведут к конфликтам между пешеходами и велосипедистами, вызывая взаимную неприязнь.
Нелепая велодорожка на тротуаре у проспекта Достык ведет в столб.
Так могла бы выглядеть велодорожка, организованная по международным стандартам.
Проблема №2 - подземные и надземные переходы
Порой несколько минут требуется, чтобы пересечь под землей тот перекресток, который по проезжей части я проскакиваю за десять секунд. Это ещё повезет, если лестница оборудована инвалидным пандусом. Хотя, понятно, что ни один "колясочник" не рискнёт воспользоваться таковым, провести по нему велосипед — задача тоже не из простых.
Касательно надземных переходов, - ступеней больше и потому ситуация ещё хуже. Переходы отсекают доступ к нужному направлению не только велосипедистам, но и пешеходам, - инвалидам, пенсионерам, мамочкам с младенцами в колясках. Эти многочисленные категории людей оказываются лишними в Алматы благодаря подземным и надземным переходам.
И если большинство подземных переходов в центре города можно игнорировать, что кстати и делает подавляющее большинство алматинцев, то многие надземные переходы не имеют альтернативы.
Подземные переходы затрудняют передвижение инвалидов, пенсионеров, родителей с младенцами, велосипедистов.
Проблема №3 - запрет на левый поворот
Согласно действующей редакции ПДД в отсутствии специальной велодорожки велосипедист обязан передвигаться по проезжей части. При этом, поворота налево для велосипеда не существует. В случае необходимости такого манёвра, велосипедист обязан спешиваться и пересекать перекрёсток как пешеход.
Выполнение такого варианта отнимает по несколько минут на каждый светофор. Минус время, плюс неудобство. А меж тем, в мире давно научились делать поворот налево безопасным для велосипедиста, без необходимости превращать его в пешехода. На перекрестах с отдельной секцией на левый поворот достаточно лишь разметить велосипедные карманы, расположенные перед автомобильной стоп линией. Такие карманы, также используют и для правого поворота. Оставляя автомашины позади велосипедов они делают последних заметными для всех участников движения и предотвращают конфликт интересов при повороте направо.
А уж в комбинации с велосипедными светофорами, о которых алматинцы пока только мечтают, велосипедные карманы работают просто идеально. Вело секция загораясь на несколько секунд раньше автомобильной даёт достаточное преимущество для безопасного манёвра.
Запрет на левый поворот.
Вот так может быть оборудован левый поворот, когда в ПДД внесут изменения и разрешат его.
Проблема №4 - требование спешиваться на пешеходном переходе
Не менее инфраструктуры важна репутация. Сторонникам велотранспорта сложно требовать для себя необходимых условий, имея облик правонарушителей. И как раз требование спешиваться на зебре у перекрёстка, способствует криминализации людей на велосипедах.
Это правило абсурдно и потому его игнорирует большинство велосипедистов. Но если кто-то и подчиняется, вынужден терять в пути до нескольких минут на каждом светофоре. Потому что, мы же помним, светофоры в Алматы отлажены так, чтобы удобно было автомобилям, а не людям. Привет Яну Гейлу. В дополнение к этому, велосипед на зебре мешает ходить пешеходам.
В мировой практике есть простое решение, - велосипедистам разрешено проезжать перекрёсток не спешиваясь, а чтобы не мешать пешеходам и избежать наезда со стороны поворачивающего автомобиля, потоки разделяют.
Перекресток на проспекте Абая трудно назвать современным.
Так можно оборудовать перекресток, когда в ПДД внесут изменения и сделают правила удобными в первую очередь для людей.
Проблема №5 - парковка у обочины
Ежедневно улицы центра города превращаются в автомобильную парковку, даже несмотря на запрещающие знаки и разметку. В результате велосипедист вынужден держаться левее. А, во избежание опасности неожиданного открытия левой двери автомобиля, приходится ехать ещё чуть левее. На узких улочках, вроде Курмангазы, оказываешься практически по центру своей полосы движения. Хорошо, когда попадаются автолюбители, понимающие причины этого. Но к сожалению, их не так много на алматинских дорогах. Приходится ехать под нервный визг клаксона.
Казалось, чего проще привлечь владельцев автомобилей к ответу за несоблюдение правил, пополнить казну. Ан, нет, не замечают нарушений ни полиция, ни акимат.
Ежедневно улицы Алматы превращаются в автомобильную парковку, даже несмотря на запрещающие знаки.