Диагностика подростка

Светлана Ромашкина, Vласть, фотографии Жанары Каримовой

Больше года назад в Алматы начала работать Лаборатория навыков «Skill Matrix», созданная для развития лидерского потенциала подростков. Мы встретились с генеральным директором компании Асель Бектурсыновой и поговорили о воспитании современных подростков, чем они отличаются от своих родителей и как школьнику определиться с делом всей своей жизни.

— Каков сегодняшний подросток, какие у него проблемы?

— В первую очередь это подросток, которого никто не слышит. Очень часто ему говорят, что ему нужно делать с позиции взрослого. К сожалению, у него нет возможности выговориться. Одна из причин, почему подростки охотно приходят на наши тренинги — это возможность рассказать о том, что их волнует. К сожалению, сейчас у подростка нет площадки, где он мог бы быть услышанным.

— Хорошо, родители, возможно, заняты. Но ведь еще есть соцсети как площадки?

— Поэтому и получается, что наши дети зависают в социальных сетях. Да, это то место, где можно что-то высказать, но это же искусственное пространство, оно неживое. Там дети зачастую сидят в образах, в масках, создают эфемерные образы, под которые хотят подстраиваться. Школа, как и родители, тоже ничем помочь не может: она дает академические знания, при этом не всегда развивает навыки как правильно учиться. Но мы прекрасно знаем, что для развития любой личности нужно как минимум три важных элемента: интеллект (то, чем занимается школа), физическое развитие (тело), третий элемент – это личность, иногда это называют духом. Вот это проседание в области личности заметно уже на глобальном уровне — у подростков отсутствуют ценности. Мы занимаемся развитием этой третьей части, которая является абсолютно равноценной – как и развитие интеллекта и физического развития. Когда дети вырастают с так сказать «гипертрофированной» головой: они занимаются языками, математикой, добавляют физического развития, то получаются мозги на ножках, а стержня-то нет, навыков жизненных нет. И когда в жизни человека возникают какие-то сложные ситуации, он не может понять, что делать, он равносилен тоненькому дереву, у него нет стержня. Наша задача — сделать так, чтобы основа была мощной.

— У вас есть услуга, которая интересно звучит: «Диагностика подростка».

— Мы предлагаем оценить три составляющих: уровень развития познавательной сферы подростка, насколько у него сложились мозговые процессы и он может анализировать, использовать все навыки теоретического мышления. Второй момент — личностные качества, существует ли какая-то неудовлетворенная потребность у ребенка. Обычно неудовлетворенные потребности приводят к дальнейшим сложностям. Если родитель приходит к нам с какими-то симптомами, говорит: «Мой ребенок не может взаимодействовать с детьми в классе, ну нет у него друзей, он замкнутый», это все симптомы. Причина гораздо глубже. Мы изучаем это. Третья – эмоциональная сфера, что его волнует, в каком эмоциональном состоянии находится ребенок.

— Как к вам пришла идея организовать Лабораторию?

— У меня трое детей, и, когда старшему сыну было 12-13 лет, у них в школе провели экзамен в особой форме. Они должны были провести презентацию на тему сочетания музыки и поэзии. Не всем это удалось сделать хорошо, несмотря на то, что содержание было отличное, зажечь и родителей, и комиссию, не получилось. И тогда, я, будучи профессиональным бизнес-тренером, предложила: а давайте я проведу для ребят бесплатный тренинг по навыкам успешной презентации? К сожалению, активной поддержки от педагогов я не получила. Тогда поняла, что не стоит надеяться на то, что школа будет развивать эти навыки — презентовать себя, донести свои мысль, увлечь аудиторию. Однако я осознала и то, что не хочу оставаться в ситуации, когда какие-то жизненные навыки не будут даны в школе из-за особенностей образовательной системы. Поэтому я решила создать альтернативную версию. Но когда я стала исследовать эту тему глубже, то поняла, что нужно продвигаться вплоть до самой личности. Когда мы создаем уверенного ребенка, когда он начинает верить в свои способности, тогда результат будет в сто раз лучше, чем если мы будем просто рассказывать: вот есть такие техники подачи материала, вот так нужно взаимодействовать с аудиторией. Отсюда и возникла годовая программа из 17 тренингов, где есть возможность глубинной, комплексной и системной проработки каждого ребенка. Мы работаем комплексно, потому что нужно понимать, что у ребенка возникла неуверенность в себе не в какой-то момент Х, это последствия долгих лет. Конечно, бывают редкие случаи, когда один эпизод создал ощущение неуверенности, но в большинстве случаев это идет из семьи. Зеркалом нас являются наши дети, в первую очередь нужно понимать, что если мы хотим сделать глубинную проработку ребенка, нам нужно, чтобы и семья в этом процессе также принимала участие. Поэтому у всех родителей есть возможность прийти к нам, чтобы понять, какой вклад они внесли в то, что ребенок стал неуверенным в себе и как это можно исправить, как создать поддерживающую среду для ребенка дома, для них разработана целая программа.

— По окончании тренингов вы как-то изучаете результат – насколько он оказался полезным для ребенка?

— На входе в программу и на выходе из нее у нас есть диагностика, – сначала делаем срез – в каком состоянии мы приняли ребенка, и в конце — в каком состоянии мы его выпускаем, ведь должна быть видна динамика. Для тех ребят, которые заканчивают наш курс по программе «Все включено», есть возможность получить стратегическую сессию планирования будущего, где работают в комплексе сам ребенок, его родители и специалисты. Возможно, вы знаете, что есть стратегическое бизнес-планирование, когда рассматриваются большие задачи, цели и стратегия компании, у нас примерно тоже самое, но только в формате семьи, в формате ребенка. Мы узнаем, какие у ребенка сильные стороны, какие способности, задатки, ресурсные зоны, в чем его призвание. Мы садимся и смотрим: вот такие долгосрочные цели мы ставим, мы хотим поступить в такой-то институт. Ведь если говорить о серьезных учебных заведениях, то это не дело одного года, за год подготовить себя к Оксфорду нереально. Это должен быть план систематических действий, хорошая программа, для этого и существует эта сессия: чтобы подумать – а что делать дальше.

— Сколько уходит времени на диагностику того, чтобы понять, какая профессия подходит ребенку?

— Сейчас на рынке очень много предложений: кто-то просто по отпечаткам пальцев говорит, что нужно выбрать такую профессию, бывает вариант, что ребенка просто закидывают массой тестов, на которые он отвечает и оттуда делаются выводы. Честно хочу сказать: я не хочу ущемлять ни одну из этих методик, но, на мой взгляд, комплексное и более детальное изучение даст гораздо больший результат. Поэтому у нас ребенок не менее 6 дней работает над тем, чтобы понять, каковы его способности, что у него хорошо получается. Часто дети говорят: «Я хочу быть маркетологом», но они не предоставляют даже что такое маркетинг, какие особенности у тебя должны быть для того, чтобы ты был маркетологом. Просто эта профессия на слуху, модна, вроде хорошо оплачиваемая. Однако нет четкого понимания, что из себя представляет эта профессия.

Когда мы приглашаем на тренинг «Призвание жизни», мы сразу говорим: «Ребенок не может выйти от нас с пониманием конкретной профессии, например – я буду дантистом», нет, он выйдет с пониманием, в какой области его навыки, способности и желания будут реализовываться в максимальной степени, где он будет наиболее успешен, какая функция у него ведущая. Если моя ведущая функция – говорить, передавать информацию, то вариантов профессии очень много. Я могу быть и профессором, и учителем, политиком, здесь уже нужно чуть глубже смотреть: какое сочетание качеств дополнительно нужно, поэтому с нашего тренинга дети выходят с пониманием области, в которой они будут успешны, в чем их призвание. Призвание – это сочетание трех вещей: тебе это нравится, у тебя это получается и это кому-то нужно.

Часто ребята и их родители бывают потерянными: вроде ребенок проявлял себя неплохо в разных областях, но сейчас потерял к ним интерес и не знает, куда ему идти. А ведь в вузе ребенок проведет достаточно большой срок, и это большие деньги, в конце концов, это решение его будущего: состоится он или нет. Многие люди так и не нашли свое призвание. Я, например, 12 лет проработала в логистике, хотя по своему психотипу я не соответствовала логистике. Когда мы говорим о логистике, это больше процессуальщина, должны быть очень четко отстроены процессы. Все должно работать как часы. Моя же функция – говорить. Соответственно, я больше продажник, нежели логистик.

— Когда вы поняли, что логистика — это не ваше?

— Вы знаете, после того, как я поняла, что логистика это не мое, я еще в ней работала шесть лет. Было много факторов, из-за которых я оставалась в профессии. Это была крупная компания, карьера шла в гору, а мой муж был в процессе становления бизнеса, и я была для семьи тылом, мы не могли идти на большой риск. 12 лет — большой срок, я не хочу, чтобы мои дети тратили столько времени, и большинство родителей этого не хотят. Мы помогаем ребенку познакомиться с собой – узнать, что является его ресурсной зоной, каков его потенциал.

Очень часто у детей понимание себя не совсем глубокое, поверхностное. Либо они скрываются под масками, либо живут стереотипами, которые накладывают со стороны: среда, либо родители, либо в школе.

На этот тренинге они понимают: кто я по темпераменту, какие у меня особенности, способности, и самое главное – что является моей ресурсной зоной. На что я должен сделать ставку, чтобы быть успешным. Очень часто мы как родители больше замечаем от чего наш ребенок должен отказаться, что он должен в себе изменить. Хотя я уверена, что подход должен быть совершенно другой: сначала найди свои ресурсные зоны и делай ставку на них. А то, что тебе мешает: твоя рассеянность, забывчивость, нужно вывести это на такой уровень, чтобы это просто не мешало.

— Бывает так, что дети отказываются проходить тренинги?

— В большинстве случаев это не дети к нам приходят, это родители их приводят. Но когда ребята понимают, что это не школа, здесь другой формат работы, здесь их слушают, здесь есть возможность выразить свое мнение, здесь есть такие же ребята как они, с ними нужно взаимодействовать, здесь оказывается, еще очень интересные вещи говорят, вот тогда у них возникает желание остаться. Если я вам скажу, что не было ни разу случая, чтобы ребенок не хотел к нам ходить, я солгу. Нужно понимать, что в любой сфере найдется 10% тех, кто не заинтересовался по разным причинам. Возможно, здесь не подходит групповая работа как таковая. Потому что может быть что-то настолько глубинное задето, повреждено, что поможет только индивидуальная проработка.

— У вас есть тренинг подготовка к образованию за рубежом, это же не совсем подготовительные курсы?

— Конкретно этот тренинг не имеет никакого отношения к специализированным предметам. Задача этого тренинга подготовить подростка в первую очередь психологически к учебе за рубежом. Ведь система образования там отличается от нашей. Важно, чтобы ребенок услышал об этом опыте от людей, которые учились за рубежом, о тех трудностях, с которыми они столкнулись, как вести себя в новой культурной среде, то, к чему мы привыкли здесь, кардинально отличается от того, какие люди за рубежом. Мы в том числе раскрываем и вопросы безопасности. К сожалению, наши ребятки очень часто попадают в истории. Зачастую это происходит по незнанию.

— Вы же рассказываете им историю наших ребят в Бостоне?

— Конечно. За рубежом там же очень просто: мы днем с тобой улыбаемся, мы добрые соседи, но если ты ночью будешь громко себя вести, я вызову полицию. И здесь нет ничего плохо, потому что это такие особенности культуры. Часто наши подростки приезжают неподготовленные к этим особенностям, например, они не знают, что в той же самой Швейцарии после 10 часов вечера элементарно не принято смывать унитаз, потому что слышимость в домах очень сильная. К сожалению, наши ребята в Бостоне погорели именно на этом. Они по-братски хотели помочь другу, не осознавая, что он там натворил. Итог печальный. Мы все это объясняем детям. Кроме того, бывает, что приходится объяснять подросткам, отправляющимся учиться в зарубежные вузы, какие-то бытовые вещи: например, как пользоваться общественным транспортом. Нередко дети из богатых семей жизнь видят только из окна автомобиля.

— Я общалась с женщиной, сын которой учится в элитной алматинской школе, она предложила родителям сводить детей в интернаты, дома престарелых, заняться волонтерством, но все родители отказались: они не хотели, чтобы их дети сталкивались с проблемами других людей. Получается, что они растут в вакууме.

— У нас есть такой феномен: из крайности в крайность. Вот мы жили в системе жесточайшего дефицита, неимения того, что ты хочешь, в очень четкой системе ограничений. И вдруг на нас все свалилось и многие из нас не справились. Мое кредо по жизни – это баланс, а найти его сложно. Поэтому для того, чтобы найти баланс, нужны опоры. Но в первую очередь это закладывается в семье, это транслируется от родителей. Если сами родители пока что потеряны в этом вседозволии, имении всего, им сложно транслировать что-то детям.

Рассчитывать сейчас на школу нельзя. Если раньше школа действительно учила, то сейчас она просто передает знания, достаточно механически.

Если дома не хватило терпения и знаний, школа отказалась от этой своей роли, вот у нас дети без ориентиров и ходят. Кто будет ориентиром? Вконтакте? Facebook?

— Насколько нынешние подростки отличаются от нас?

— В первую очередь я бы сказала, мы все же дети советские, на нас достаточно сильно давила система – существовал очень четкий свод правил, по которым мы жили. Сейчас многие границы, которые зачастую нужны, стерты. Появилось это ощущение вседозволенности, ощущение, что ребенок не может совладать с этим большим пространством, особенно с пространством интернета. И это влияет на детей, потому что если нет четких ориентиров, им сложнее. С другой стороны, их мышление гораздо быстрее, чем у нас, они гораздо быстрее проводят логические связи между вещами. Но вот ориентиров им не хватает. Плюс мы, родители, слишком зашоренные и не понимаем что такое интеллект. Мне очень близка теория Говарда Гарднера, который говорит, что существует как минимум 8 видов интеллекта. Но, к сожалению, в наших школах фокус идет на первые два: логико-математический и гуманитарно-лингвистический, да и система оценки IQ базируется на этих двух интеллектах. Остальные виды интеллекта, такие как межличностные, внутриличностные, моторные и т.д. нигде не учитываются. Представьте, что у ребенка сильная сторона, как у того же Майкла Фелпса – двигательный интеллект. Каковы шансы ему быть успешным в школе, где оценки основаны на двух интеллектах? Да никакие. Поэтому мы об этом рассказываем детям, чтобы у них было понимание того, насколько человек разнообразен. Каждый из этих видов интеллекта имеет такое же право на существование, нужно в себе ценить это. Например, у Бетховена был мощный музыкальный интеллект, но он так и не научился складывать нормально, и таблица умножения ему так и не поддалась. Зато это человек, который стал гением благодаря своему музыкальному интеллекту. Балетмейстеру мюзикла «Кошки» поставили диагноз синдром дефицита внимания, и она смогла состояться только благодаря тому, что в детстве ей попался хороший психолог: он включил музыку, и под каким-то предлогом вышел из кабинета с ее мамой. Девочка соскочила со стула и стала танцевать. Он сказал: «Вы знаете, у вашего ребенка развита другая часть интеллекта, отдайте ее на танцы». Если бы мы не судили зашоренно, узко, у наших детей было бы больше возможностей.

— Какие могут быть тревожные звонки в поведении ребенка? На что родителям следует обратить внимание?

— Все подростки в период взросления скрытничают, уединяются, это не должно сразу настораживать. Однако в первую очередь стоит обратить на окружение подростка. Мы очень любим приводить пример: как сделать обычный огурец соленым? Самый простой способ? Положить его в банку с солеными огурцами. Поэтому нужно посмотреть, кто окружает ваших детей. Окружение будет формировать вашего ребенка. Лучше пусть ребята будут у вас на глазах, приглашайте их к себе домой, познакомьтесь с родителями, чтобы знать, в какой среде ваш ребенок. Ну и кончено, если ребенок ведет себя слишком скрытно, вы ощущаете, что он не хочет с вами разговаривать ни на какую тему, я бы тоже это взяла за тревожный звоночек. Резкие перепады настроения, когда ребенок резко заводится и тут же начинается состояние депрессии. Все эти шаги для того, чтобы подростковый период прошел как можно легче, должны закладываться гораздо раньше – с самого начала, с формирования базового доверия ребенка к миру, а это до полутора лет. Когда у ребенка не сформировано базовое доверие к миру, он во всем будет видеть негатив, угрозу, это будет влиять на его отношение к миру. Поэтому лучше сразу построить доверительные отношения. Нужно еще понимать, что ребенок вылетает из нашего гнезда, он становится взрослым.

Главный редактор Власти

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые