О воздухе и навигации в Алматы

Жанна Прашкевич, специально для Vласти, фотографии автора

Внимание общественности приковано к избавлению от засилья машин в городе, которое напрямую влияет на состояние воздуха, которым мы дышим. В своей ежедневной практике я соединяю маркетинговые активности с антропологией феномена гостеприимства. С этой позиции я хочу предложить вам другую точку зрения на проблему, обратить внимание на корень засилья личного автотранспорта и такси, который лежит в будничной психологии горожанина.

Вместе с тем (не вместо, а вместе), чтобы изгонять машины с дорог, можно сделать город удобным для людей. Для семей. Для пожилых. Для детей. Для туристов. Давайте вернем образную лошадь на ее законное место, а именно — поставим перед телегой: поставим проблему человека перед проблемой машин, вопрос навигации перед вопросом засилья транспорта.

Ответим на вопрос «куда добираться» — перед вопросом «каким образом»: велосипедом ли, общественным транспортом, на такси или на личном автомобиле.

Прежде я бы хотела развенчать миф про «милые особенности» Алматы.

Привычку алматинцев ориентироваться в городе по перекресткам мы считаем местным «приколом», как и привычку находить везде «верх» и «низ», непереносимость «центровскими» горожанами общественного транспорта – своенравным капризом, а набрасывающихся на человека на вокзале и аэропорту таксистов – особенностью нашего города, которую нужно принять и простить. У нас вообще каждый третий таксует, и большая часть неофициально - зато в Алматы очень дешевое такси!

До недавнего времени для меня эти явления не были связаны друг с другом и были неотъемлемыми атрибутами нашего городского ландшафта. Такая же слепота у горожан к хаотичной навигации малого и среднего бизнеса. Наш глаз стал привычен к ней, но при этом мы даже не знаем, что необходимые нам сервисы и товары находятся на ближайшем перекрестке.

Попробуйте посчитать, сколько бизнесов находится на этих перекрестках?

Почему алматинцы с такой неохотой пересаживаются с личных автомобилей и такси на общественный транспорт? В целом, я сама могу проехаться на троллейбусе до точки назначения. Но когда я с ребенком, или в город приезжает моя мама или гости, решение принимается одно: машина! Почему так?

Потому что пространство города враждебно и незнакомо другим людям. На мастер-классе British Urban Days у нас была возможность взглянуть на город глазами приезжего, и мы увидели, что для человека, который не обладает историческим знанием устройства и особенностей нашего города, нет никаких подсказок о том, в какую сторону ему двигаться, в какой стороне находится нужная ему автобусная остановка или станция метро, каким образом добраться до определенного адреса.

Человеку постоянно приходится прибегать в помощи прохожих, людей, которые либо спешат, либо погружены в свои дела, либо такие же бедолаги «без колес» и тоже пытаются сориентироваться на месте. Несмотря на то, что наша небольшая исследовательская группа была вооружена картой города (которую мы еле купили на развале) и фотоаппаратом (явный признак неместных), к нам 6 раз обратились с вопросами о местонахождении тех или иных объектов (улицы, остановка, больница, проход в университет и др.)!

В ходе нашей прогулки мы выявили несколько взаимосвязанных проблем, из которых естественным образом следуют задачи:

  1. В городе отсутствует культура адресации домов. Адрес дома – это его уникальное имя, URL, «линк», которые должны прижиться и быть видимым и известным наравне с неформальным или формальным названием строения. Обозначение адресов в городе хаотично, выполнено в разных стилях даже на одной улице, на многих домах адреса совсем отсутствуют. При этом во всей внешний коммуникации (визитки, реклама, и др.) мы указываем именно улицу и номер дома – например, Абылай хана, 92А. Опытный горожанин сразу выясняет альтернативное (старое или, наоборот, новое) название улицы, перекресток (угол Карасай батыра, бывшая Виноградова) и ориентир («Столичный центр», консерватория). Ориентация внутри двора – это вообще отдельный вызов.
  2. Город в головах людей разорван на части и скомкан случайным образом. Ничего не подсказывает человеку, который находится в возле Almaty Towers о том, что в нескольких минутах ходьбы находится прекрасный музей им. Кастеева и несколько больниц городского значения.
  3. Вся система навигации по городу адаптирована под машины. Часто информация об улицах размещена только на одной стороне табличек (на встречу автомобильному движению), поэтому пешеходам иногда приходится выходить чуть ли не на дорогу, чтобы сориентироваться в улицах. Эту дурную привычку унаследовали и знаки, вполне себе предназначенные для пешеходов.
  4. Навигация самого общественного транспорта хаотична: нумерация автобусов, маршруты на автобусах прописаны в разной стилистике, часто мелко и неразборчиво. Обозначения автобусных остановок и станций метро слишком низкие и не могут конкурировать со всем «великолепием» окружающего наружного оформления, которое допускают местные контролирующие органы (бегущие строки на уровне глаз человека, временные вывески и растяжки на фасадах зданий, беспорядочное брендирование и кричащие вывески, громоздящиеся друг на друге). Знаки остановок, метро и обозначения социально значимых объектов (больницы, пункты полиции) необходимо делать выше, больше по размеру и светящимися – чтобы их было видно издалека.
  5. Отсутствие навигационных приспособлений. Из навигационных стендов, которые были сделаны к Азиаде в 2011 году «выжили» единицы, остальные же остались совершенно без карт, с остановок уже как несколько месяцев исчезли карты города, карты в более-менее хорошем качестве есть у станций метро, но этого недостаточно. Кстати, карты города, как ни странно, сложно купить в многочисленных киосках (мы пробовали), чудом нашли карту города за 700 тенге на развале у КИМЭПа. Карты города не имеют единого стандарта, что подметил ведущий воркшопа в рамках British Urban Days Сэм Галлэм.

Обозначения оперативного пункта полиции направлено почему-то на автомобилистов, указатель сложно читаем (желтые буквы на голубом фоне, указатель только на казахском языке), вывеску самого пункта полиции сложно увидеть за деревьями. Обозначение метро слабо просматривается.

Вся эта нелепица не вызывает никакого доверия к муниципальной системе и к городу, к тому, что я могу безболезненно для своих детей, родителей и гостей отказаться от такси или машины и добраться на общественном транспорте (или хотя бы на своих двоих) до пункта назначения в разумные сроки.

Велик соблазн избежать этого ада (пешком, с остановки, со станции метро), сесть в личную машину или по взмаху руки и назвав желаемый перекресток (там как-нибудь сориентируюсь), устроиться в такси.

Система навигации в городе, а точнее ее отсутствие, никак не способствуют вере ни в собственные навыки ориентации, ни в надежность общественного транспорта, ни в то, что этот транспорт придет вовремя и довезет меня до пункта назначения в достаточно короткое время.

Остается только вера в собственные навыки переговорщика — язык до Киева доведет, – это точно про нас, и в своего верного железного безотказного коня. Проблемная парковка, дорожающее топливо, пробки и ущерб городскому воздуху – вот чем мы расплачиваемся за отсутствие навигации в Алматы.

Мое предложение – вынести вопросы навигационной доступности на такой же уровень, что и борьбу за чистый воздух.

Хочу выразить огромную благодарность организаторам British Urban Days и Urban Forum Almaty за возможность увидеть свой город новыми глазами!

Эксперт по ресторанному маркетингу

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые