Последние пару лет компания IMAX и голливудские студии играют в забавную игру, конечная цель которой – доказать зрителю, что драма может быть зрелищной, а зрелищное кино вполне может быть «оскароносной» драмой.
Первым подобным проектом была философская «Жизнь Пи» Энга Ли, следом «Гравитация» Альфонсо Куарона. В этом же году в игру было втянуто два режиссера – голливудский классик Роберт Земекис с драмой «Прогулка» и исландец Бальтасар Кормакур с проектом «Эверест». На притязания экспериментатора Земекиса казахстанские зрители смогут посмотреть буквально через месяц, а на этой неделе на двух казахстанских IMAX-экранах стартовала драма «Эверест», в основе которой лежат реальные события.
Действие картины разворачиваются в 1996 году во время одного из первых коммерческих восхождений на вершину Эвереста. Ряд обстоятельств, включая погодные условия и человеческий фактор, привели к тому, что восемь участников экспедиции погибли во время спуска, а один остался инвалидом.
Казалось бы, идеальное сочетание для блокбастера с «оскаровским» потенциалом. Есть все условия для того, чтобы сделать зрелищное кино о противостоянии человеческого характера с капризной и непредсказуемой матушкой-природой.
Увы, Кормакур, известный по постановкам крепких, но ничем непримечательных боевичков, типа «Два ствола» и «Контрабанда», оказался неподходящей кандидатурой для того, чтобы сделать из «Эвереста» одно из главных событий нынешнего киносезона.
Безусловно, было бы глупо ставить под сомнение зрелищность картины. Невероятной красоты виды вершин мира, да еще и в формате IMAX 3D заставляют зрителя ловить нижнюю челюсть в районе пола. Однако, проходит 30-40 минут и челюсть возвращается на место, а мозг невольно сосредотачивается на сыром и непродуманном сюжете.
Режиссер, по всей видимости, решил замахнуться на документальность и посему в картине главного героя, как такового, нет. Зато есть с десяток различных персонажей, скроенных по голливудским шаблонам: разумный инструктор, безбашенный сорвиголова, координатор с усталым и сосредоточенным лицом, типичный богач-техасец (герой Джоша Бролина так и заявляет: «Я типичный техасец»), провинциальный романтик с высокой (во всех отношениях) целью и японская женщина, которая будто бы одновременно олицетворяет собой все шаблоны о японских туристах.
В этой ситуации обиднее всего становится за актеров. Драматургически картина построена так, что никому из актерского состава не удается раскрыть себя в полной мере. Первый час фильма (до восхождения) еще более-менее что-то вырисовывается у Джейсона Кларка и Джейка Джилленхола, но во второй половине Эверест дает понять, что главный герой здесь он, и мощный каст превращается в заснеженное и обветренное месиво из людских тел и их же надежд и амбиций. И ведь мозг понимает, что люди гибнут, жертвуют собой, совершают героические вылазки за теми, кто попал в снежный плен, но общая картонность персонажей и невразумительные диалоги не дают зрителю возможности сопереживать ни одному из героев.
Один из героев картины в начале фильма задает интересный вопрос: «Зачем? Зачем мы идем туда, где много боли, страха и опасности и платим за это бешеные деньги?» Кажется, что ответ лежит где-то на поверхности (или на вершине) и в течение фильма, он будет озвучен, но Кормакур мало того, что не дает на него ответа, а заставляет еще раз спросить «Зачем?». Зачем было браться за историю с отличным потенциалом, приглашать по-настоящему хороших актеров и в итоге сделать типичную голливудскую пустышку?
Итог: Зрелище на высоте, кино без глубины. Может понравится подросткам и людям, неравнодушным к альпинизму.