Где будут отдыхать казахстанцы этим летом?

Арслан Аканов, Vласть

Скоро начнется отпускной сезон. В свете ожидания девальвации и спада темпов экономического роста многие казахстанцы не уверены, получится ли этим летом съездить на отдых. Vласть расспросила экспертов о положении дел в туристической отрасли и прогнозах на предстоящий сезон. 

Как известно, в середине прошлого лета клиенты сразу двух казахстанских туристических компаний - «Гульнар тур» и «Алмаз туризм» - столкнулись с трудностями. Часть отпускников не могли заселиться в отели, многие не могли вылететь в Турцию и вернуться домой. Тогда к решению проблемы подключилась Казахстанская туристская ассоциация (КТА) и комитет индустрии туризма министерства индустрии и новых технологий. В результате на упомянутые туристические компании были заведены уголовные дела.

В декабре 2014 года в закон о туристкой деятельности были внесены значительные поправки. «Главной идеей внесенных изменений в законодательство было установить четкое разграничение ответственности между туроператором - субъектом, который формирует турпродукт на основании договорных отношений с зарубежными партнерами, авиакомпаниями и т.д. и несет большие финансовые риски и турагентом, который является только реализатором турпродукта» - сообщает КТА со ссылкой на Национальную палату предпринимателей.

Несмотря на поправки, реальных изменений, по мнению некоторых экспертов, на рынке мало, и клиенты все еще рискуют пострадать от недобросовестных действий туристических компаний. «Глобальных мер принято не было, - считает директор по развитию компании TRAVELSYSTEM Бахтиёр Искаков. - Обсуждений (того, что необходимо сделать, чтобы не повторилась прошлогодняя ситуация - V) много, но конкретных шагов нет».

Директор департамента продаж туроператора KOMPAS Малик Исхаков отмечает: на агентскую деятельность в сфере туризма лицензия не требуется. «Любой может открыть и завтра же закрыть (туристическое агентство - V). Единственный способ наверняка убедиться в профессионализме и честности турагента - проверить страховку. Сейчас для них ввели обязательное страхование. Ну, и надо все документы оформлять официально, требовать договор и фискальный чек. Тогда в случае форс-мажора можно будет потребовать возмещение».

Сведения об ответственности туроператора и турагента перед клиентом, кстати, должны быть прозрачны. На это указывает третья часть закона о туристской деятельности, в которой говорится, что агентский договор на реализацию туристского продукта в числе прочего должен содержать сведения «об ответственности туроператора и турагента, а также об ответственности каждой из сторон перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору».

Как бы то ни было, риск нарваться на недобросовестные туристические компании казахстанцев не очень тревожит. Куда сильнее страх перед девальвацией. Многие клиенты TRAVELSYSTEM, по словам Бахтиёра Искакова, в этом году бронируют путевки заранее и оплачивают их сразу. «Раньше вносили предоплату и за несколько дней до вылета приносили оставшуюся сумму, - говорит Искаков. - Сейчас же оплачивают сразу. Тут сказываются девальвационные ожидания: туристы покупают сейчас, чтобы потом не переплачивать».

Менеджер по международному туризму авиатурагентства Caspian Travel Company Хадиджа Шаева отмечает, что «поток новых клиентов немного снизился». По ее словам, постоянные и состоятельные клиенты агентства проявляют активность на уровне прошлых лет. Остальные - ждут горящих путевок. «Люди, которые ездят в туры ниже средней стоимости, стали больше рассчитывать, переводить в тенге», - делится Шаева.

Самым популярным направлением у казахстанских отпускников остается Турция. Это видно по данным Турецкого института статистики. Если в 2012 году Турцию посетили 380 046 казахстанцев, то в 2013-м их количество составило 425 773, а в 2014-м - 437 971. Интересно, что в 2000 году эта цифра составляла всего 38 939 человек. То есть за 15 лет поток казахстанцев в Турцию увеличился более чем в 11 раз.

Популярность Турции Бахтиёр Искаков во многом связывает с безвизовым режимом. «Видите ли, чтобы слетать в Европу, нужно получить шенгенскую визу, - объясняет он. - А для этого необходимо сдать документы. Подавляющее большинство консульств у нас в Алматы и Астане. Семьи же у казахстанцев зачастую большие. Вот и представьте себе, сколько дополнительных расходов требуется, чтобы получить европейские визы. Особенно - жителям регионов». Хадиджа Шаева добавляет: по уровню сервиса с Турцией сравняться сложно, а казахстанцы хороший сервис любят.

Авиакомпании, похоже, тоже ждут наплыва на авиарейсах в Турцию. Air Astana, к примеру, помимо регулярных рейсов, будет выполнять три чартерных рейса в неделю в Анталью из Алматы и два - из Астаны. SCAT в летние месяцы запустит в Анталью ежедневные чартерные рейсы из Алматы и Астаны, а также рейсы из Кызылорды, Караганды, Актау, Павлодара и других крупных городов. Turkish Airlines будет летать из алматинского и астанинского аэропортов дважды в неделю. Всего, по данным КТА, с апреля по октябрь 1 068 рейсами планируется вывезти из Казахстана в Анталью около 203 тыс. человек.

Оптимистичные прогнозы авиакомпаний разделяют и в сервисе покупки авиа- и ЖД-билетов Aviata.kz. «Мы не чувствуем каких-либо негативных изменений в связи с девальвационными ожиданиями, - говорит директор по развитию Aviata.kz Алексей Ли. - Вообще, наша компания находится на этапе бурного роста, поэтому продажи по сравнению с прошлым годом выросли в 11 раз».

Что касается средней цены на путевки в Турцию, то она, по данным опрошенных экспертов, выросла в среднем на 10%. «Это стандартное ежегодное удорожание, - говорит Бахтиёр Искаков. - Турки списывают его на инфляцию».

Другие популярные в отпускной сезон направления - Египет и Иссык-Куль. Определенные надежды туристические компании возлагают и на Грецию, куда в этом году из Алматы будет летать чартерный рейс. Растет и популярность внутреннего туризма. Хадиджа Шаева отмечает интерес клиентов к путевкам на Алаколь и в Боровое.

Алексей Ли утверждает, что цены на внутренние авиарейсы в Казахстане продолжают падать. «Летать внутри Казахстана становится действительно дешево, - говорит он. - «Бек Эйр» недавно запустил рейсы из Алматы и Астаны в Павлодар, Караганду, Костанай. Билет из Астаны в Караганду, к примеру, стоит всего 7 тысяч тенге».

В целом туристические компании серьезных шоков на рынке не прогнозируют. «Рынок будет плавный, нормальный. Ажиотажа в этом году нет», - подытоживает Бахтиёр Искаков.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые