Яркая реклама, ежегодный Kazakhstan Fashion Week, огромное количество молодых людей, желающих стать супер-моделями, и как следствие - наличие во всех городах Казахстана модельных агентств с собственной школой и преподавателями. Чем живет сегодня модельный бизнес в Казахстане, попыталась выяснить корреспондент Vласти.
Тогжан Калиаскарова, Vласть
Яркая реклама, ежегодный Kazakhstan Fashion Week, огромное количество молодых людей, желающих стать супер-моделями, и как следствие - наличие во всех городах Казахстана модельных агентств с собственной школой и преподавателями. Чем живет сегодня модельный бизнес в Казахстане, попыталась выяснить корреспондент Vласти.
Английское издание The Times пару лет назад шокировало своих читателей материалом о тринадцатилетних девочках из Восточной Европы, которые в погоне за счастливой модельной жизнью стали жертвами эксплуатации со стороны мировых модельных агентств. В пример, они приводят тринадцатилетнюю Надю Валл из новосибирской области, которая не смогла справиться с жизнью модели в Токио.
13-летняя Надя Валл попала в Японию, для этого ее родителям пришлось влезть в долги. Так как подписанный Надей и ее семьей контракт был составлен на английском языке, которого они не знают, они не поняли, что сначала из этой суммы вычитаются все расходы и налоги. Кроме того, в контракте сказано, что Надя не может набрать ни сантиметра в талии, бедрах. Однажды ее контракт был внезапно аннулирован, и она вернулась домой, оставшись должна агентству. Надя по-прежнему занимается модельным бизнесом, но уже у себя в России.
С тем, что только мировые знаменитости уровня Жизель Бундхен зарабатывают миллионы и живут беззаботной жизнью, соглашаются и казахстанские модели. Каждая из них рассказала нам, что работа модели в Казахстане – не постоянная, больше хобби, которое приносит небольшой доход.
«В Казахстане сложно говорить о модельной карьере. Гонорары у казахстанских моделей, конечно смешные. То есть в месяц ты можешь заработать 70 000 тенге, а на следующий месяц вообще сидеть без работы, всем заказчикам нравиться все равно не будешь», - рассказала Мария Прибыткова, модель с пятилетним стажем агентства Pro-Fashion.
Мария также как и многие другие модели окончила модельную школу, за обучение, конечно, пришлось платить.
«Кто же захочет бесплатно тратить свое время, чтобы научить девочек ходить, краситься, одеваться и просто держать себя на высоте на тех же самых кастингах», - говорит она.
Также, по мнению Марии, модельные школы необходимы, чтобы работать именно моделью, а не среднестатистическими промоутерами. Мария считает, что работать моделью за пределами страны вполне реально, если ты работаешь с проверенным так называемым материнским агентством и тем агентством, которое приглашает тебя на работу.
Такого же мнения придерживается Евгений Коновалов, человек который 17 лет работает в сфере модельного бизнеса и возглавляет модельное агентство Andres. Под его руководством работает более 200 моделей, которые популярны не только в Казахстане, но и за пределами страны.
К примеру, Анастасия Соболева - ведущая модель агентства, которая постоянно выезжает на работу в Париж и Нью-Йорк, работает у Vivienne Westwood, CHANEL, DIOR, Louis Vuitton.
Или Светлана Расщупкина, казахстанская модель, которая сейчас работает в Париже.
Евгений заявляет, что не позволяет никому отходить за рамки своей работы в своем агентстве, он уверен, что модель – это эталон красоты, и никто не имеет право его рушить и пачкать грязью.
«Бывают странные запросы, типа нужна модель, чтобы с ней посидеть в ресторане – но это не наш профиль. За 17 лет работы у нас в агентстве мы не были уличены ни в чем грязном ни моделями, ни их родными или знакомымиродни или знакомых», - добавил он.
Корлан Мади (Рахметова) одна из немногих казахстанок, которая смогла добиться успеха за пределами страны. Она живет и работает моделью в одном из самых модных городов мира Риме. Лицо нашей соотечественницы побывало на многих гламурных итальянских журналах. Она является лицом популярного в Европе бренда DIMITRIS ZOZ. Участвовала в показах Carolina Russo и других ведущих дизайнеров Италии.
Она рассказала Vласти, что одной из основных проблем модельного бизнеса в Казахстане нехватка опытных фотографов и конкурентоспособных модельных агентств.
«Бессмысленно сравнивать индустрию моды в Казахстане и в Италии. В Италии огромное количество модных домов, дизайнеров, стилистов, в целом, людей одержимых модой. Казахстан еще слишком молод для этого», - рассказала Корлан.
Модельная карьера нашей соотечественницы началась в Алматы, но как таковой вклад в ее модельное будущее сделали европейские модельные агентства. Работая моделью в Риме, она параллельно получила мастерскую степень в сфере моды в Университете LUISS Guido Carli.
«В модельное агентство я попала совершенно случайно, на улице меня много раз останавливали люди и представлялись различными агентами и приглашали сделать пробные снимки, но я никогда не доверяла им и не соглашалась на их приглашения. Пока не встретила через общих друзей представителя одного из самых крупных модельных агентств Рима. Она меня пригласила на собеседование, мы сделали пару пробных снимков. Агентство меня многому обучило и все это бесплатно!» - добавила она.
Корлан уверена - бесплатное обучение в модельной школе и модельных агентствах является показателем профессионализма агентства. По ее словам, только крупные и успешные агентства могут инвестировать в моделей.
Другая казахстанская модель Саида Адилова, которая на сегодняшний день является арт-директором модельного агентства EAT Models , ни дня не училась модельному мастерству в школе моделей. По ее словам ее никто не учил правильно ходить по подиуму и позированию, она считает, что модель может всему научится сама.
«Я с детства занималась танцами, кривлялась перед зеркалом, смотрела Fashion TV. На своем первом профессиональном кастинге в 17 лет, я посмотрела, как ходят опытные модели по подиуму, и прошлась не хуже них», - смеется Саида.
Также как и все наши собеседники, Саида считает, что модельный бизнес в Казахстане достаточно молодой.
«Модели были и в 80-х и в 90-х годах в театрах моды, к примеру. Затем в Казахстане начался бум на модельные агентства и школы, потом он угас. Сейчас модельный бизнес в Казахстане становится все более популярным, он сосредоточен на моделях нового поколения, вплоть до девочек 1997 года рождения», - рассказывает модель, с десятилетним стажем работы.
Она добавила, что поколение моделей ее времени немного поднадоели заказчикам, и они ждут новые лица, особенно для съемок в рекламе. В отличии от Корлан, Саида считает, что каждая модель, которая хочет попробовать свои силы в Милане или Лондоне должна понимать, что там ее никто не ждет.
«Многие наши девочки, услышав пару комплиментов здесь, думают, ой, я красотка, я супер-модель. Но когда ты приходишь на европейский кастинг, там 500 моделей стоят и одна лучше другой! Когда ты смотришь на себя и на них, ты реально думаешь, блин, а что я тут делаю, какая я модель. Конкуренция не просто жесткая, она за пределами Казахстана нереальная!», - добавила она.
По словам Саиды в Казахстане, как и во всем модельном мире, действует метод «слово авторитета». К примеру, в казахстанском модельном мире таким авторитетом является фэшн-продюсер Сакен Жаксыбаев.
«Одно слово Сакена и любая девочка, которая на его профессиональный взгляд является достойной, может стать моделью. Практически все фотографы, дизайнеры прислушиваются к его слову, потому что они знают, что этот человек разбирается в моде, моделях. Такие же эксперты есть и в Нью-Йорке или Милане. Тут дело удачи, если модного заграничного эксперта вдохновит ваша расщелина между зубов, вы станете моделью, даже несмотря, к примеру, на маленький рост», - сообщила она.
По словам девушки, в Казахстане только недавно начали понимать, что модель – это не просто красивая девушка и кукла, которая готова работать бесплатно за красивые фотографии, а то, что модель – это профессия, при чем, это очень тяжелый труд.
С каждым днем гонорары моделей растут. Самая высокооплачиваемая работа для модели – это съемка для рекламы. Средняя стоимость одной рекламной фотографии и look-book у дизайнера оценивается в 15 000 тенге. Другими словами модель может получить 15 000 тенге за пару часов работы в день.
Еще один плюс работы моделью в том, что график работы модели гибкий, не мешает учебе. Средняя стоимость участие в модном показе оценивается в 5 000 тенге за один выход. Но наши собеседницы отметили, что не все модели могут выходить по пять раз на подиум, чаще всего 1-2 раза.
Для сравнения, за показ на неделе высокой моды в Риме модели получают от 200 (и выше) евро за выход, в Милане от 400 евро.
В завершение стоит написать о казахстанских моделях, которые добились признания на мировом уровне и их лица не раз представляли имена ведущих дизайнеров мира моды.
Пожалуй, одной из самых знаменитых казахстанских моделей, которая добилась невероятного успеха в модельном мире, была и остается алматинка Руслана Коршунова, которая за свою недолгую жизнь удостоилась чести стать главной моделью нью-йоркской недели моды в 2005 году, ее лицо украшало обложки таких изданий как ELLE и Vogue.
А вот известную модель Алену Субботину казахстанцы частенько не признают за свою, уж слишком необычной посчитали ее внешность в нашем регионе.
Но хочется отметить, что эта белокурая модель - коренная алматинка. В СМИ часто упоминают, что Субботина в Казахстане была не из самых востребованных моделей, зато в Нью-Йорке Алена нарасхват. Год назад Алена открывала один из показов Givenchy.
Фото из личного архива М. Прибытковой, К. Мади и с сайтов модельных агентств.