• 11813
Ван Гог методом погружения

Василина Воркова, специально для Vласти

Фото Данияра Мусирова

В Алматы состоялось открытие мультимедийной выставки «Ван Гог. Ожившие полотна (Van Gogh Alive)». Создатели проекта изменили традиционное представление о восприятии искусства, совместив изображение, музыку и анимацию.


Набирающее популярность направление «Edutainment» (от англ. «education» — образование и «entertainment» — развлечение) позволяет представить процесс обучения как развлечение и, тем самым, повысить мотивацию человека воспринимать информацию. В данном случае оно воплотилось в показ произведений всемирно известного художника Винсента Ван Гога на огромных экранах в сопровождении классической музыки.

«Данный способ подачи контента идеален для таких мест как Алматы — относительно небольшой город с удаленным месторасположением. Нам нравится идея демократизации искусства, чтобы искусство стало доступным для широких масс», — говорит Нургуль Нурсагатова, PR-менеджер проекта «Ван Гог. Ожившие полотна».

В полной темноте более трех тысяч произведений Ван Гога в высоком разрешении проецируются на экраны высотой четыре метра и длиной от трех до восьми метров. Экраны разного размера расположены по всему периметру зала, благодаря чему зритель становится со всех сторон окружен полотнами художника, которые сменяют друг друга, создают коллажи, движутся или находятся в статике. Музыкальное сопровождение подобрано так, чтобы максимально точно передать чувства художника в определенный период жизни.

«В галерее каждый сможет окунуться в потрясающую атмосферу, созданной специально для полного погружения в искусство и творчество. Это абсолютно новый и нестандартный подход в подаче произведений великих мастеров своего дела. Музыка, проекции большого размера и динамика позволяют „погрузиться“ в мир Ван Гога», — отмечает представитель проекта.

Показ разделен на несколько частей и начинается с серии автопортретов художника. Следующая часть экспозиции посвящена жизни Ван Гога в Нидерландах. Этот период он посвятил изображению жизни крестьян, рабочих фабрик и шахт. Здесь появляется первая анимированная картина — «Скелет с сигаретой», которая дымится. Завершается эта часть буйством цвета — посетителей со всех окружают натюрморты с цветами.

Третья часть переносит зрителей в Париж. Под звуки аккордеона появляются улицы, парки, ветряные мельницы с движущимися крыльями и поля в пригороде. В Париже Ван Гог знакомится с импрессионистами и вырабатывает свой собственный стиль — картины на экранах позволяют проследить этот процесс.

На экранах появляется поезд и вслед за художником зрители отправляются в Арль. Теперь все окружены долгожданными подсолнухами, которые Ван Гог намеренно писал упрощенно, чистыми красками. Следующая далее серия пейзажей позволят увидеть, что творчество художника стало более эмоциональным, а благодаря высокому разрешению и большому экрану мазки краски на картинах кажутся тактильно осязаемыми. Кроме того, особого внимания заслуживает японская серия — игра света, тени и движения создают эффект 3D.

Создатели проекта посвятили несколько минут показа письмам Ван Гога своему младшему брату Тео, который поддерживал его финансово и морально, когда художник был отвергнут всей семьей.

Под напряженную и эмоциональную музыку проходит показ полотен, написанных художником во время пребывания в больнице в Сен-Реми. Но вот под музыку Чайковского появляется знаменитая «Звездная ночь». Зрителей окружает сначала город, затем постепенно появляются звезды, небо и луна. Полотно разбивается на кусочки и теперь все экраны в зале составляют коллаж из частей картины разного размера.

Пейзажи, написанные Ван Гогом в последний год жизни, сменяют друг друга, пока зритель не остается в окружении «Хлебного поля с воронами». Раздается выстрел и вороны с криками улетают (Ван Гог застрелился в поле — V). Завершается показ серией автопортретов, но теперь масштаб картин увеличивается и с экранов на зрителей внимательно смотрят проникновенные глаза художника.

По словам организаторов, идея создания выставки в Алматы пришла к ним после посещения подобной выставки в Стамбуле. Подготовка и реализация проекта заняли год. Основной проблемой на начальном этапе было найти помещение с развитой инфраструктурой и подходящей высотой потолка.

«Через этот проект мы сами для себя открыли творчество Ван Гога по-новому. У него был очень плодотворный путь, хотя он писал только 10 лет. Посетители будут поражены разнообразием его работ. И это не только знаменитые подсолнухи, ирисы и портрет с оторванным ухом, но и много всего интересного и завораживающего дух», — рассказали организаторы.

Помимо выставочного зала, на территории галереи воссоздана «комната Ван Гога», по соседству расположена сувенирная лавка с работами казахстанских дизайнеров. Кроме того, организаторы создали художественную мастерскую, которая будет работать днем как место для детского творчества, а по вечерам — как зал для лекций и мастер-классов.

Выставка «Ван Гог. Ожившие полотна» продлится два месяца до 1 октября включительно. По словам организаторов, после выставки Ван Гога будет представлено еще пять тематических экспозиций. Следующей станет «101 изобретение, которое изменило мир». Галерея Space в течение года покажет шесть выставок, длительностью 2 месяца каждая.

Идея создания и разработка мультимедийной выставки принадлежат австралийской компании GRANDE EXHIBITIONS. Компания разработала демонстрационную систему Sensory4, которая включает в себя 40 кинопроекторов высокого разрешения, многоканальную мультипликационную графику и систему объемного звука. Передвижные мультимедийные выставки на основе данной системы проходят в Сингапуре, Турции, Израиле, России, Чили, Италии, Венгрии и США.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые