Тамара Вааль, Vласть, фото Toni Reed, Unsplash

«Борьба сильнее страха»

Организации ЛГБТ-сообщества рассказывают, с чем сталкиваются в Казахстане и Кыргызстане

«Борьба сильнее страха»

Представители ЛГБТ-организаций Казахстана и Кыргызстана отмечают заметное ухудшение положения сообщества в последнее время, они фиксируют не только прямые угрозы, но и ухудшающуюся атмосферу в странах. Тем не менее это не вынудит их прекратить свою правозащитную работу, заявили они в ходе панельной дискуссии в столице Казахстана, организованной на минувшей неделе посольством Нидерландов и другими диппредставительствами в преддверии дня борьбы с гомофобией, бифобией и трансфобией.

Общественная организация «Кыргыз индиго» на протяжении многих лет занимается проблемами сообщества в Кыргызстане. Ее представители отмечают заметное ухудшение ситуации с правами человека после смены власти осенью прошлого года.

«У нас сейчас полностью переписана Конституция. В ней «красной нитью» проходит мысль о том, что Конституция регулирует все моральные, правовые, духовные ценности в Кыргызстане. Все НПО, которые представляют ЛГБТ-сообщество, которые представляют фем-движение, подпадают под своего рода запрет, потому что мы не подходим моральным и духовным ценностям Кыргызстана», - отметил представитель организации.

По его словам, правоохранительные органы и ранее следили за активистами, выкладывали в публичный доступ персональные данные. Тем не менее, они продолжают бороться за свои права.

«В целом политика Кыргызстана сейчас, правительства в целом, гораздо агрессивнее, преследование активистов, блогеров, которые выражают инакомыслие, очень жесткое. Солидарности в гражданском секторе, как раньше, больше нет. Больших акций сейчас нет…. Мы долго рефлексировали (после публикации видео и персональных данных - V) и приходили к понимаю, что наша борьба сильнее страха, и наша любовь сильнее смерти. Мы хотим прийти к тому, чтобы ни один человек в Кыргызстане или Центральной Азии, который представляет ЛГБТ-сообщество больше никогда не испытывал (страха или стыда - V) за то, кем он является, кем он работает и как он работает», - отметил он.

Просветы в ситуации есть, но в целом она остается сложной, признает со-основательница казахстанской феминистской инициативы «Феминита» Жанар Секербаева. В Казахстане люди более активные, могут выражать свою позицию, но на фоне нарастающего антигендерного движения, им становится «тревожно».

Правозащитницы Гальзада Сержан, Жанар Секербаева и Татьяна Чернобиль на женском марше, Алматы, март 2021 года. Фото Данияра Мусирова

«Я думаю, что мы упустили реакцию на первые антигендерные высказывания. Хотя «Феминита» поднимала гендерную дискуссию, посвященную тому, что предложила депутат мажилиса Ирина Унжакова – заменить слово «гендер» на слово «половое равенство». Это риторика, мы нашли корни откуда это идет, это фашистская риторика правых партий Германии. То есть, мы пришли в современном Казахстане к тому, что мы повторяем риторику правых партий Германии (...). Есть люди, которые заинтересованы в том, чтобы постоянно поднимался вопрос антигендерный, анти-ЛГБТ и еще много-много анти», - отметила Секербаева.

Ситуация усугубилась и с пандемией коронавирусной инфекции, так как представители ЛГБТ-сообщества оказались в самом уязвимом положении. Просто потому, что если раньше они могли жить отдельно, выходить из дома от проблем и неприятия в семье, то теперь они оказались в изоляции под постоянным давлением со стороны близких, но не понимающих их людей.

В общественном фонде AFEW Kazakhstan в ответ на это обучили 10 активистов базовым принципам юридической помощи, чтобы они могли онлайн оказывать консультационные услуги представителям ЛГБТ-сообщества. Как признает исполнительный директор фонда Роман Дудник, главная проблема в том, что люди не знают своих банальных гражданских прав.

«В каких-то моментах складывалось ощущение, что мы живем в средневековье. Волосы поднимаются, читая кейсы, как такое может быть? У нас в обществе до сих пор считается нормальным обижать человека, если это трансгендерный человек, просить его раздеться, показать части тела. Это дикость! Ситуация усугубляется еще тем, что представители ЛГБТ-сообщества очень-очень необразованные в правовом поле, они не знают своих прав, они не знают, что их права нарушены, не знают, куда обращаться», - говорит он.

Дудник называет ключевой задачей сегодня – правовое просвещение. Человек должен знать свои права, понимать, в какой момент они нарушены и знать куда обращаться, где защитить себя. Для этого фонд расширил деятельность в данном направлении, в пяти городах Казахстана обучены дополнительные специалисты - параюристы, которые оказывают онлайн-помощь представителям ЛГБТ-сообщества со всей республики.

Директор Казахстанского бюро по правам человека Евгений Жовтис отметил, что тяжело находиться в состоянии дискриминации и постоянной борьбы, но именно борьба приводит к конкретным результатам. Он привел примеры о том, как еще в начале 1990-х говорил об отмене смертной казни, а отменила ее страна полностью в 2020-м, после 20-летнего моратория на исполнение наказаний. Аналогичная ситуация была с темой пыток, которую в конце 90-х невозможно было поднимать, а сейчас о ней говорят открыто.

Евгений Жовтис. Фото Жанары Каримовой

«ЛГБТ-сообщество кооперируется, но крайне важно понимать, что есть общая проблема дискриминации и она касается не только ЛГБТ, а очень многих групп. И чем больше на этой общей почве устранения всех причин для дискриминации по любым основаниям, любого исключения, умаления, уничижения любых прав по любым основаниям, вот против этого нужно совместно максимально бороться. Потому что потом - каждый занимается своим, решает собственные проблемы и живет в своем пространстве. А вот устранить саму дискриминацию как представление, хоть в законодательстве, хоть на практике, крайне важно», - резюмировал Жовтис.