Виктория Натачиева, фотографии Азизы Утегеновой

Краудфандинг на советскую остановку

Активистка движения «Сельские Волонтеры» Азиза Утегенова рассказывает о том, как в её ауле удалось спасти старую остановку

Краудфандинг на советскую остановку

В феврале этого года в Instagram паблик села имени Ораза Жандосова жители стали писать о том, что на одной из остановок общественного транспорта скопилось много мусора и его никто не вывозит. В акимате пообещали все убрать, однако волонтеры вместе с Азизой Утегеновой справились гораздо быстрее и за полчаса привели остановку в порядок.

Речь идет об остановке советского периода в поселке Жандосов в 37 километрах от Алматы. Азиза Утегенова увидела, что на ней есть панно с беркутчи, и решила, что это сооружение нужно привести в порядок.

Её идея состояла в том, чтобы собрать деньги в волонтерском фонде, который занимается развитием села, и таким образом восстановить прежний облик остановки. В акимате сельского округа женщине сообщили, что остановку собираются сносить. Аким сказал, что решение остается за «КазАвтоЖолом» - национальным оператором по управлению автомобильными дорогами.

Публикация в Instagram паблике о том, что село может потерять уникальную, совершенно рабочую остановку, вызвала резонанс, и жители села готовы были встать на её защиту. Аким сельского округа Алмас Жамбауов пригласил специалистов «КазАвтоЖола», чтобы обследовать остановку. Они проверили её на аварийность и пришли к выводу, что она не опасна для людей, в целом ее состояние оценили как хорошее. После этого строение решили не сносить, но у акимата поселка не было средств на ремонт.

Пока волонтеры собирали деньги, соседи Азизы, семья Абировых, сказали, что готовы полностью покрыть все расходы. На ремонт остановки ушло примерно 200 тысяч тенге, сюда входит стоимость краски и работ, которые продлились месяц. Остановку самостоятельно отреставрировал волонтер - Амангелді ата.

В Алматы и области много остановок, нуждающихся в восстановлении. Например, сооружение в Алматы на пересечении улиц Саина и Жандосова требует реставрации. Более того, именно эта остановка помогла в восстановлении “Беркутчи”, так как её Азиза привела в пример акиму сельского округа.

«Очень хочется верить, что аким Алматы обратит внимание на это, и выделит средства на ремонт всех остановок такого типа. Это же наше наследие, именно они передают дух Алматы», - отмечает активистка.

Еще одна остановка, привлекшая внимание активистки, находится на верхней Каскеленской трассе, на 25-ом километре. На картах она обозначается как остановка «Здоровье». На ней есть панно матери с ребенком, которое требует реставрации. Это сооружение больше, чем в селе Жандосов, соответственно, требует другие вложения: порядка 500-700 тысяч тенге на реставрацию с учетом установки урн и скамеек. На эту остановку сбор пока не открывали, сначала необходимо разрешение от «КазАвтоЖол», и гарантия, что ее не снесут. За городские остановки, как правило, отвечает акимат.

Сбор средств в фонде Азизы открывается только после коллективного обсуждения, изучения и понимания проблемы. Добровольцы в фонде называют себя «Жандосовскими волонтерами». У них нет официального статуса, однако это не мешает им заниматься действительно важными вещами. Главное - правильно подготовить людей к этому, объяснить ценность вложений в то или иное дело. Часто люди сами просят открыть сбор для реализации новых проектов. Азиза отмечает, что когда люди видят конечный результат, им становится понятно, на что идут их деньги, и они начинают верить в то, что ситуацию можно изменить общими усилиями. Благодаря фонду удалось успешно реализовать несколько проектов: приобрести кислородный концентратор для одинокого пенсионера, собрать гуманитарную помощь пострадавшим от паводков, купить дом для многодетной семьи.

Что касается восстановления остановок, пока у них есть только один успешный кейс, однако активисты намерены обращаться в «КазАвтоЖол» через eOtinish, чтобы отстаивать и другие исторические остановки, которые они считают более удобными, чем современные типовые.

«Я сама пользуюсь остановками в городе. В дождь мне некуда себя пристроить, и если я оказалась без зонта, мне приходиться мокнуть, я понимаю, что людей больше, чем сама современная остановка. Спрос превышает возможности остановки. Там две короткие лавочки, и 20-30 человек в час пик не могут полноценно использовать остановку, чтобы укрыться от ветра, дождя или снегопада. Типовые остановки неспособны оказать полноценную помощь, отсюда вывод, что старые советские остановки более функциональные и практичные. Зачем их убирать, когда от них такая большая польза?», - говорит активистка.

В 2018 году в Алматы произошла необычная история со спасением уникальной остановки «Институт Казмеханобр» на ул. Джандосова - когда с помощью активистов и СМИ удалось спасти от разрушения необычное модернистское сооружение.

После этого случая акимат города выразил готовность сохранять такие объекты, однако по факту не было создано ни реестра, ни официальной карты таких остановок, они так и не получили охранный статус. Возможно, что помешала постоянная ротация акима и его команд: при каждом новом назначении уходит время на то, чтобы объяснить новому градоначальнику, что БРТ на Тимирязева - это хорошо, ЛРТ нужно строить, а уникальные сооружения сохранять.

В 2018 году, а потом в 2020 архитектор и исследователь Илья Малков фиксировал происходящее с этими малыми архитектурными формами и каждый год ситуация становится все хуже: объекты уничтожаются и на карте старых остановок, созданной Archode Almaty, их становится все меньше и меньше. С 2018 года было снесено уже более десяти строений.

Фотография Данияра Мусирова

«Что говорить об остановках, если даже многие ценные здания до сих пор не являются памятниками архитектуры, я уже молчу про малые архитектурные формы. Вносить объекты в список исторического наследия не так просто, даже при общественной инициативе», - отмечает сооснователь проекта Archcode Almaty Анель Молдахметова.

На данный момент она входит в группу по общественному мониторингу исторического наследия при общественном совете города Алматы. Но даже там есть памятники, которые не защищены от разрушения и сноса, есть определенные силы которые препятствуют сохранению исторических объектов и каждый случай на данный момент нужно рассматривать отдельно.

«Единственный, на данный момент, способ сохранить уникальные остановки - медийный: писать об этом статьи, делать так, чтобы были волонтеры и люди, которые за ними следят, договариваются с представителями власти о том, чтобы их не сносили. Однако это частные кейсы, это пока не является правилом. Чтобы сделать все это более системным, скорее всего, нужно объединение разных ресурсов. Возможно, имеет смысл обосновывать ценность остановок именно как арт-объектов. Этот вопрос очень глубокий, так как это большая системная работа, в частности, по утверждению критериев ценности объектов. Появление инициатив, подобных остановке с «Беркутчи», подтверждает их ценность для определенных сообществ. Станет ли это нормой, зависит от системности работы инициатив. В Узбекистане, например, восстановление периода модернизма, объектов XX века поддерживает министерство культуры и закладывает на это бюджет. У нас пока все движения осуществляют защиту объектов за свои средства. И эта простая экономика все определяет», - говорит Молдахметова.