Светлана Ромашкина, журналист, специально для Vласти
Намедни я зашла в магазин за пряниками.
Пряники были упакованы в пакетик, но продавщица протянула мне еще один.
-
Мне не надо, - говорю.
-
Как не надо?
-
Я понесу в руках.
-
Как в руках?
-
Мне близко, я в соседний дом.
Отказ от поэлителеновых пакетов вводит продавцов в ступор - проверено раз сто.
В последнее время стараюсь брать полиэтиленовые пакеты только в случаях крайней необходимости.
И то в этих случаях друзья меня журят:
- Зачем ты взяла пакет?
- Я же купила рыбу, она потечет.
- А...
Это такая игра, которая, наверное, однажды закончится, потому что надоест. Смысл игры прост: не пользоваться поэлителеном и всем остальным, что разлагается больше 100 лет.
Началось это года два назад. Мы с коллегой были в Москве и там в магазине нам не дали во что упаковать покупки. Когда мы встретили коренного москвича, то пожаловались ему - куда катится Москва, что за сервис?
А он ответил:
- Когда я был в Алматы, то очень сильно удивился тому, что у вас пакеты раздаются направо и налево. Хорошо еще, что у вас ветра нет, а то был бы город летающих пакетов. В вообще полиэтилен разлагается 100 лет.
500 лет. Ученые сходятся на этих сроках, это я потом прочитала.
Когда я была школьницей, пакет был роскошью. Его стирали, сушили и берегли. В старших классах было модно носить учебники и тетрадки именно в поэлителеновом пакете, но не как авоську - не за ручку. А так, как сейчас женщины носят клатчи. Учебники заворачивали в пакет и ты гордо нес их под мышкой и на одежде и руках оставалась краска с пакета. Но это не умаляло ощущения собственной крутизны.
Я не знаю, когда именно пакет из предмета роскоши стал обыденным явлением. Наверное, все это уложилось в лет пять-семь.
Когда иду за покупками, то мне предлагают в среднем 5-6 пакетов, некоторые из них двойные - чтобы не порвалось. Отдельный пакет для колбасы, отдельный для сыра, отдельный - для пакета молока, отдельный для йогурта. А потом все это вместе в единый пакет. Теперь представим, что миллион жителей Алматы ходят ежедневно за покупками. Мусороперерабатывающий завод в нашем городе уже не работает. Сжигать полиэтилен не рекомендуется - вырабатываются яды. Значит, все уходит на свалку, за город, подальше от наших глаз.
Можно конечно, делать вид, что это как-то не очень заботит, но в конечном итоге это то, с чем придется жить нашим прапраправнукам. Представьте, вас уже лет как 200 не будет, на месте могилы вашей построят жилой комплекс, блог ваш давно уйдет в цифровое небытие, а вашим потомкам останется в наследство бутылка колы, которую вы выпили 31 мая 2012 года.
Я за то, чтобы пакет снова снова стал роскошью.
Примерно год назад мои друзья из Almaty Garage Sale запустили в штучное производство сумки для покупок. Не такие авоськи как у наших бабушек, хотя принцип тот же. Никто их об этом не просил, сверху дерективу не скидывал, гранты они не выигрывали. Просто решили и сделали. Плотная водонепроницаемая ткань, ручки из кожи, модный в последние годы цвет nude, выдерживает 10 кг. Сумки продавались хорошо, кое-кто с ними ходит на базар и в Магнум. Однако до массового производства еще не доросли ни производители, ни покупатели.
Но думаю, что все вопрос времени. Однажды Чарльз Мур, сын химического магната решил поплавать на своей яхте и попал в дрейфующий в океане мусорный остров, на то, чтобы переплыть его, у него ушло несколько дней. Вернувшись, он продал свои акции и организовал компанию по очистке океана от мусора.
Однажды, к примеру, на Vox populi выйдет репортаж о том, куда девают алматинский мусор и окажется, что проблема переименования южной столицы не самая острая из тех, которые есть у нас. Появятся люди, которые без всяких грантов поменяют нас с вами – раз и навсегда. Платформа для этого готова.
Экоозабоченность становится в нашей стране трендом и мне этот тренд по душе: ребята бросают клич в Fаcebook, собирают народ для наведения порядка в горах. Те, кто просто случайно пошел в горы гулять, присоединяются без лишних вопросов. Из окон машин крайне редко летит мусор, в Алматы открывается прием макулатуры. Блогеры договариваются не ходить в магазин, вырубивший перед своим фасадом деревья. Человек решает бросать курить не потому что это вредно для здоровья, а потому что окурки разлагаются 15 лет. Это по-настоящему круто. Ведь пока ни одной планеты для переселения не найдено.