Ирина Галат, Vласть
К 2014 году объем электронной коммерции в Казахстане по прогнозам экспертов вырастет в 4 раза и превысит 1 млрд. долларов. Росту будут способствовать увеличение количества интернет пользователей, расширение базы онлайн сервисов, внедрение различных технологий электронных платежей и разработка нормативно-правовой базы в области электронной коммерции.
Рынок интернет коммерции растет во всем мире. По прогнозам TheBostonConsultingGroup (BCG), к 2016 году объем торговли в интернете в странах большой двадцатки достигнет 4,2 трлн долларов, что в 2 раза больше показателя 2010 года. Это прежде всего связано с активным ростом числа пользователей интернета во всем мире. Их количество по прогнозам вырастет с 1,9 млрд до 3 млрд в 2016 году. При этом ожидается существенный рост онлайн экономики в развивающихся странах, доля которых через 4 года вырастет до 34%.
В Казахстане объем рынка электронной коммерции в 2011 году составил около 300 млн. долларов, что соответствует 0,25% от общего товарооборота страны.
Количество интернет пользователей в Казахстане с 2000 года увеличилось более чем в 77 раз и на конец 2011 года их насчитывалось около 5,5 млн. Стремительный рост активности пользователей всемирной паутины увеличил спрос на электронные продажи товаров и услуг. Так по данным Yandex количество запросов со словами «интернет магазин» с 2010 по 2012 годы выросло с 14 000 до 46 000 в месяц в абсолютном выражении. Однако если рассматривать эти показатели в относительном выражении, то пропорции доли от общих запросов в Yandex не изменились. По данным Google, пик интереса к интернет магазинам в период с 2004 по 2012 годы пришелся на 2010 год.
Казахстанский рынок интернет магазинов
По разным данным в Казахстане представлено порядка 200 интернет магазинов. Большинство из них предлагают компьютерную, электробытовую технику, электронику, одежду и книги. Практически все крупные розничные сети компьютерной и электробытовой техники представлены в интернете. Это Сулпак, Технодом, Alser, ALSI, Мечта, Планета электроники и другие.
Есть магазины, которые работают только в онлайн режиме: www.flip.kz, www.instore.kz, www.intermarket.kz, www.hit.kz, www.lamoda.kz и т.д. Также на рынке представлены интернет магазины, выступающие посредниками между отечественными потребителями и зарубежными поставщиками, например, www.dresscode.kz, www.euromoda.kz.
Руководитель отдела интернет продаж компании Alser Дмитрий Деулин рассказывает, что прирост посетителей на сайте с момента открытия интернет магазина в апреле 2011 года составил практически 100%, то есть с 3-4 тысяч пользователей в сутки до 6-7 тысяч в этом году. Ежедневно примерно 60 человек оформляют заказы на покупку товаров. При этом, помимо покупок непосредственно через «корзину», потребители оформляют заказы и по телефону, указанному на сайте. В целом, оборот продаж компании в онлайн растет стремительно – и за последние 6 месяцев увеличился в 5 раз.
Компания «Технодом» представлена на рынке с 2002 года, однако интернет-магазин открыла сравнительно недавно - только в 2010 году. На сегодняшний день среднесуточная посещаемость портала составляет 10-12 тыс. уникальных пользователей. В среднем магазин в сутки принимает около 160 заказов через сайт, в 2011 году их было 90.
Интернет магазин www.hit.kz за 8 лет работы выполнил 62 239 заказов по всему Казахстану.
По словам Дмитрия Деулина большинство покупателей предпочитают оплачивать товар курьеру непосредственно в момент доставки товара. Для удобства пользователей на сайте Alser недавно был подключен сервис оплаты платежными картами, который постепенно набирает популярность.
Менеджер интернет-магазина отдела электронной коммерции компании «Технодом» Дан Савранчук отмечает, что если раньше 90% всех заказов интернет магазина оплачивали наличными, то сейчас уже 30% покупателей предпочитают использовать сервис онлайн платежей.
Причины, по которым потребители совершают покупки в интернет магазинах, по данным компании Invesp:
- Низкие цены/ скидки - 38%
- Возможность осуществить покупку 24 часа в сутки -35,1%
- Возможность легко сравнить цены - 33,1%
- Бесплатная доставка - 31,5%
- Экономия времени- 30,8%
- Легкость покупки -29,2%
7. Более широкийассортимент продукции- 17,4%
Для отечественного потребителя главным фактором в выборе между онлайн и оффлайн магазином является цена. Если цена в интернет-магазине будет равна или выше розничной цены в обычном магазине, то потребитель с большей вероятностью осуществит покупку в обычном магазине.
«На сегодняшний день для большинства покупателей фактор цены является определяющим. Не так важно наличие услуги доставки и качество обслуживания, как привлекательная цена. Большинство людей все-таки не готовы покупать в интернет магазине только лишь из-за удобства совершения покупки», - говорит Дмитрий Деулин.
Также бесплатную доставку в Казахстане осуществляют не все интернет магазины. В большинстве случаев каждый магазин определяет минимальную стоимость заказа, при которой доставка не потребует дополнительной оплаты. А в остальных случаях доставка в среднем варьируется от 500 до 1000 тенге.
В качестве основных проблем развития рынка электронной коммерции в Казахстане, а в частности и интернет магазинов, эксперты выделяют: трудности с процессингом платежей (ограничения в оплате карточкой через интернет), отсутствие достаточного количества качественных предложений, страх людей перед онлайн платежами, отсутствие нормативно-правовой базы в области электронной коммерции (сейчас ведется разработка проект закона «Об электронной коммерции»).
По прогнозам управляющего партнера «Business LABS», учредителя «WAYS» Руслана Егембаева, оборот электронной коммерции в ближайшие 3-4 года увеличится в 5 - 10 раз.
«Существенная масса интернет аудитории Казахстана имеет опыт работы в интернете около 3 - 4 лет. Накопив определенный опыт, люди достают банковскую карточку и начинают осуществлять оплату - покупки вещей, билетов, услуг и прочего. У нас накапливается критическая масса пользователей, которая должна дать толчок активному росту электронной коммерции в стране», - считает Руслан Егембаев.
Именно сейчас наступает время, в котором конкурентоспособность торговых компаний будет зависеть не только от качества обслуживания покупателей в реальной жизни, но и от того, насколько быстро и технологично они смогут представить свой бизнес в онлайн.