Архитекторы пытаются понять, как так получилось, что некоторые сооружения исключаются из списков памятников по два раза, и стоит ли лишать охранного статуса Дом политпросвещения и ансамбль площади Республики.

На портале электронного правительства появился проект постановления о внесении изменений и дополнений в постановление акимата города Алматы от 10 ноября 2010 года №4/840 «Об утверждении Государственного списка памятников истории и культуры местного значения города Алматы». В этом документе предусматривается внесение в список 24 новых сооружений, включая Аппаратно-студийный комплекс на улице Тимирязева и Желтоксан, автовокзал Сайран и других, а также исключение 5 объектов. Согласно закону, подобные документы публикуются для предварительного ознакомления широкой публикой, но при этом его издание нигде не афишировали, кроме одной небольшой заметки. По сути это чисто формальная процедура «для галочки». 

В эти пять объектов, в том числе входят площадь Республики, Дом политпросвещения и гостиница «Жетысу» — пункты 83, 80 и 67 списка памятников местного значения. Притом все эти объекты уже исключались из списка двумя годами ранее. Рассмотрим предысторию этого курьёза. 

Впервые площадь Республики вместе с гостиницей «Жетысу» исключили из числа памятников местного значения постановлением акимата от 5 мая 2015 года №2/278. Дом политпросвещения лишили охранного статуса двумя месяцами позднее постановлением от 8 июля 2015 года №3/429. То есть на момент подготовки проекта нынешнего постановления, они не были частью списка уже на протяжении трех лет.    

Алгоритмы внесения и исключения объектов из списка памятников местного и республиканского значения регламентируются двумя законодательными актами:

1. Законом Республики Казахстан от 2 июля 1992 года «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия».  

2. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 ноября 2007 года № 1032 «Об утверждении Правил выявления, учета, придания и лишения статуса памятников истории и культуры».

Теперь рассмотрим алгоритм включения объектов согласно этим документам.

В случае внесения объекта в охранный список местного значения: 

Согласно части 1 постановления, «выявление объекта историко-культурного наследия обеспечивают местные исполнительные органы (акимат)».

Выявление предполагает в первую очередь два шага: проведение исследовательских работ на соответствующих территориях с целью выявления объектов историко-культурного наследия и включение выявленных объектов в список предварительного учета. 

Из этого всего сложно понять на ком именно лежит работа по выявлению и могут ли инициировать процедуру включения другие органы и простые граждане. 

Согласно пункту 15, части 3 «придание статуса памятника истории и культуры местного значения осуществляется путем включения объекта историко-культурного наследия в Государственный список памятников истории и культуры местного значения, утверждаемый местным исполнительным органом по согласованию с уполномоченным органом, то есть министерством культуры».

Местные исполнительные органы (акиматы) для согласования представляют набор документов, включающий в себя: ходатайство (не уточняется кем сформированное), решение местного исполнительного органа, копию учетной карточки вносимого объекта (не указано кем составляется), положительное заключение историко-культурной экспертизы.

В законе упоминается внесение акиматом предложений по формированию специальных комиссий по охране памятников истории и культуры в местные маслахаты. Действительно, подобная комиссия существует в Алматы, но закон никак не прописывает полномочия и порядок работы этих комиссий. В законе они упоминаются лишь однажды. Работа комиссии носит закрытый характер и никак не освещается. Кроме того, список участников комиссии в Алматы, представленный на сайте акимата Алматы не обновлялся довольно долгое время.

В случае внесения объекта в охранный список республиканского значения:

Согласно 14 пункту части 3 постановления «список памятников истории и культуры республиканского значения утверждается Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа». В этом случае «на рассмотрение Правительства вносится проект решения с приложением документов, включающий: копию учетной карточки объекта, положительное заключение историко-культурной экспертизы, решение специальной комиссии уполномоченного органа (министерства культуры)». 

Процесс исключения объекта из охранного списка предусматривает следующие процедуры:

Согласно пункту 18, части 3 постановления алгоритм лишения статуса памятника истории и культуры идентичен как для памятников республиканского, так и местного значения. Для исключения из Государственного списка памятников истории и культуры республиканского или местного значения, уполномоченный орган представляет на рассмотрение специальной комиссии набор документов: копии паспорта охраняемого объекта и его учётной карточки, фотографию (в законе указывается именно в единственном числе – прим. автора), копию охранного обязательства и заключение историко-культурной экспертизы о полной физической утрате объекта и (или) утрате историко-культурного значения.

На основании этих документов специальная комиссия (непонятен её статус и полномочия, смущает ее закрытость и непрозрачность алгоритма) принимает решение об исключении памятников из охранных списков на основании заключения историко-культурной экспертизы. Для памятников местного значения затем создаётся постановление акимата об исключении, для исключения памятников республиканского значения необходимо постановление правительства. 

Если гостиница «Жетысу» полностью разрушена, то площадь Республики и дом политпросвещения всё ещё существуют и должны сохранить свой статус памятников архитектуры местного значения в силу своей художественной, а в случае площади, и исторической значимости. 

Ансамбль площади Республики был построен между 1973-1979 годами коллективом архитекторов Алма-Атагипрогора, в который входили Ю. Туманян, М. Павлов, Р. Хальфин. 26 января 1984 года решением Алма-Атинского горисполкома площадь, тогда носившая имя Брежнева, впервые была добавлена в список памятников местного значения. Это первая по-настоящему модернистская площадь в городе и один из крупнейших градостроительных ансамблей, построенных одномоментно. Симметричная композиция разворачивается вокруг оси улицы Байсеитовой, которая соединяет площадь с площадью Астана (Старой площадью). Архитекторы видели её как своеобразные ворота между старым и новым городом. Створ ворот формируют два высотных жилых дома, на крыше которых находятся уже не функционирующие в наши дни электронные газеты. Два административных зданиях бывшего министерства сельского хозяйства и здания проектных организаций, напоминающие по форме хоккейную клюшку, ограничивают площадь с севера, направляя пространство в створ ворот. 

В 1982 году, вскоре после завершения строительства, авторский коллектив проекта удостоился государственной премии СССР. 

В фильме 1982 года, снятом по заказу Госстроя КазССР, рассказывается о здании ЦК КазССР (современный акимат г. Алматы, имеет статус памятника архитектуры) и в целом обо всей площади. Здесь она описывается как «просторная», «широкая» и «светлая». Именно такая романтика больших пространств была свойственна модернистской архитектуре того периода и ансамбль площади максимально воплотил её в своей композиции. Без должного соблюдения существующего охранного статуса, в 2007 году была разрушена трибуна, а в 2016 в ходе реконструкции одного из административных зданий, с него были демонтированы солнцезащитные решётки, подверглись значительным переделкам фонтаны по сторонам от акимата и по улице Байсеитовой. Несмотря на всё это, сама площадь и входящие в неё сооружения хорошо сохранились и поэтому их ни в коем случае нельзя исключать из охранных списков, а наоборот, стоит сохранить их статус и начать реставрацию. 

Дом политпросвещения был построен на пересечении проспекта Достык и улицы Курмангазы в 1982 году. Помимо самого дома Политпросвещения, расположенного в центре Z образной композиции, вдоль проспекта Достык построили министерство геологии (здание сохранилось) и министерство мясомолочной промышленности, которое снесли в 2016 году и сегодня на его месте завершается строительство нового корпуса. В авторский коллектив оригинального комплекса входили Юрий Ратушный, Олег Балыкбаев и Тохтар Ералиев

Главная выдающаяся деталь центрального корпуса — внушительный портал, сформированный за счёт расположения аудитории на 1000 человек над входной группой. Архитекторы видели в нём своеобразную отсылку к традиционной среднеазиатской архитектуре.

Из-за своей массивной композиции и обилия глухих поверхностей здание считается одним из примеров брутализма в советской архитектуре. 

Учитывая, что главное здание Дома политпросвещения сохранилось с минимальными изменениями в облике, оно также заслуживает сохранения охранного статуса. Кроме того, дом политпросвещения является частью ансамбля площади Абая и комплексной застройки проспекта Достык. Помимо самих зданий, под охрану попадает и прилегающая к ним территория. Границы охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта историко-культурного наследия города Алматы утверждены решением маслихата города Алматы от 10 сентября 2014 года №261. Тем не менее, этот факт не помешал изменению таких элементов благоустройства как фонтанов и других малых форм.

Фонтаны, уничтоженные во время реконструкции дома политпросвещения. 

Алгоритм по внесению и исключению объектов историко-культурного наследия в охранные списки чрезвычайно непрозрачен и искусственно усложнён. Например, самим существованием некой непрозрачной и с нерегламентированными полномочиями комиссии. Стоит отметить, что алгоритм республиканского списка более закрытый, и, учитывая, что республиканские структуры находятся в Астане, это фактически не позволяет местным жителям влиять на формирование этого списка. Необходимо полностью пересмотреть существующие правила, чтобы сделать процедуру более открытой, прозрачной, а главное, создать условия, при которых инициатива внесения объекта в список памятников хотя бы местного значения от населения стала реализуемой. Необходимо разграничить ответственность и участие всех заинтересованных сторон. Сейчас же непонятно, кто является органом, ведущим составление, каталогизацию и хранение всех учетных карточек, большинство из которых находятся в Центральном государственном архиве города Алматы.

Необходимо ужесточить контроль за соблюдением охранного статуса памятников, то есть, исключить возможность внесения изменений в облик объекта. Должно быть наложено обременение с различными ограничениями на реконструкцию. Сам контроль на постоянной основе, с ежегодной фиксацией состояния, должен проводиться местными органами, заинтересованными организациями и объединениями. Кроме того, должен быть проработан механизм проведения реставрационных работ, а процедура надзора должна быть абсолютно прозрачной.

При этом процедуру исключения объектов из охранных списков, наоборот, нужно максимально усложнить. В настоящее время она очень закрытая и в тоже время достаточно формальная, это показывает факт исключения зданий из списка уже после их сноса, что произошло с гостиницами «Медео» и «Жетысу». Нужно исходить из главного постулата — памятники архитектуры не бывают бывшими.

Кандидаты на включение в списки памятников должны обсуждаться не за закрытыми дверями, а широким и прозрачным кругом независимых, незаинтересованных экспертов и с учётом мнения горожан.

Кроме того, должны быть пересмотрены некоторые критерии включения объектов. Так несколько зданий, вносимых в этом году в список памятников, являются новостройками, появившимися менее 10, а то и 5 лет назад – яркий пример «Алматы арена». Сейчас возраст включаемых зданий не прописан, хотя в мировой практике он составляет минимум от 20 до 30 лет.

Список памятников республиканского и местного значения должен продолжать расширяться, сегодня он охватывает только самые выдающиеся общественные здания, древние курганы и различные монументы. За бортом остаётся жилая застройка и уникальные инженерные сооружения. Но самое главное, охранные списки должны реально работать, чтобы не приходилось исключать объекты из них постфактум, после их разрушения.