В начале обсуждения компания представила свое видение застройки района.
Концепция предусматривает четыре очереди строительства, которые предварительно рассчитаны до конца 2025 года. К этому сроку компания планирует возвести 17 восьми- и двенадцатиэтажных жилых комплексов на месте 12 двухэтажных домов. Первую очередь планируется закончить в 2023 году. В проекте предусмотрен двухуровневый подземный паркинг на 1020 мест. В своей презентации застройщики также обещали учесть сейсмическую ситуацию, розу ветров и архитектурный облик района:
«Проектирование ведется с учётом девятибалльной сейсмичности. Проектом также предусмотрены беспрепятственные воздушные потоки в квартале. При строительстве будут применены экологичные строительные материалы, в отделке фасадов зданий предусмотрены материалы, оберегающие несущие конструкции от влаги, перепадов температур, и гармонирующие с окружающей территорией, а также совпадающие с архитектурным обликом этого района. В этих целях застройщик берет на себя обязательство по окраске фасадов домов, расположенных вдоль магистральных улиц квартала», – указано в презентации застройщика. Застройщик также обязуется за свой счёт сделать пристройку к школе №69, чтобы добавить дополнительные 300 мест, построить детский сад на 150 мест, и организовать не менее 10 спортивных площадок в районе.
Жителям домов, попадающих под снос, «АО СПК Алматы» на время строительства обязуется предоставить временное жилье, которое может перейти в их собственность, если инвестор не выполнит свои обязательства. После сдачи в эксплуатацию первого дома жителям снесенных домов будет предложено переехать в него, а после сдачи в эксплуатацию всех домов, если будет нужно, выбрать квартиру с другой планировкой в другом ЖК.
После презентации застройщики продемонстрировали видео, в котором высказались только жители, выступающие за снос и новое строительство. Некоторые участники обсуждения не узнали в выступавших на видео жителей квадрата улиц Манаса-Габдуллина-Ауэзова-Бухар Жырау.
Кайрат Алибеков, управляющий директор АО «СПК Алматы», возразил на это, что эти жители не раз приходили в акиматы и СПК, и по их обращениям были организованы совещания.
Директор по развитию компании K7 Group Арсен Тулеуов несколько раз подчёркивал, что для компании это «имиджевый проект», в котором извлечение прибыли – не главная цель, однако компании также нужно «определить для себя инвестиционные риски».
«Для нас это проект имиджевый, поэтому мы основной целью коммерческий доход не рассматриваем здесь, но при этом нам важен баланс. Мы не благотворительная организация, но при этом берем на себя социальную ответственность», – сказал он.
Жители несколько раз задавали вопрос о том, как были выбраны дома, подлежащие сносу.
«Понятия самого ветхого жилья нет, мы смотрели на год постройки и изношенность строения. Если вы до этого смотрели в роликах (презентационном видео K7 Group – V), было невооруженным взглядом все это видно снаружи, что стены прохудились, кровля вся течет. Из этого визуального осмотра мы говорим, что это ветхое жилье», – сказал Алибеков. По его словам, дома включали в программу по «коллективным обращениям» жителей. Застройщик же, отметил он, заинтересовался именно этим районом, так как именно отсюда поступало особенно много таких обращений.
Один из жителей спросил, какая выгода будет предусмотрена для тех жильцов, которые не хотят квартиры в домах, построенных K7 Group.
«Люди, которые не согласны, почему они имеют право, как им кажется, ограничивать конституционные права тех людей, которые согласны, на обновление своего жилья, на обновление своих условий, на обновление своего будущего?, – ответил на это директор по развитию K7 Group Арсен Тулеу.
В Конституции Казахстане нет норм о праве на обновление жилья, о которых заявил Тулеу.
Жители также несколько раз задавали вопрос о том, почему в этом районе планируется именно высотное строительство, а не новая малоэтажная застройка.
Проектировщик Юрий Данилкин, отвечая на этот вопрос, также ссылался на то, что План детальной планировки позволяет строить в этом квадрате дома высотой от шести до двенадцати этажей.
«Ну, если вы будете игнорировать мнение жителей насчёт этажности, то получите протесты», – написал один из жителей в чате обсуждения.
«Почему полностью игнорируется фактор несогласия с 12-этажной застройкой вместо двухэтажной, почему на видео нет этих точек зрения?», – снова задали этот вопрос жители в чате, и тут представитель СПК уже перевел ответственность на застройщика:
«На сегодняшний день мы обсуждаем с вами концепцию, которую видит сам застройщик. И мы все мнения, конечно, учтем. Но при существующем плане детальной планировки по данному квадрату улиц можно строить, как до этого сказали, от 8 до 12 этажей. Поэтому мы не говорим, что застройщик будет строить здесь только 12 этажей. Мы сегодня обсуждаем, и все вопросы будут учтены».
Один из жителей, представившийся Сергеем, уточнил у застройщиков, знают ли они о тектоническом разломе в районе, и учитывалось ли это при проектировании. Проектировщик Данилкин ответил, что компании о нем известно, однако в районе пока не проводилось инженерно-геодезических изысканий, и возможно, после их проведения КазНИИСА (Казахский научно-исследовательский и проектный институт строительства и архитектуры – V) еще ограничит застройщика в этажности.
К конференции подключился заместитель председателя АО «СПК Алматы» Айдын Керимбек.
«Понимаем ситуацию. Понимаем, что этот квадрат уникальный. Что рядом Ботанический бульвар...», – начал он, однако вскоре переключился на объяснение того, как была разработана программа реновации, и каковы ее экономические выгоды.
«Почему программа реновации жилья, откуда она взята, кто ее писал, какой опыт был принят? Мы изучали опыт разных стран, конечно, эти страны нельзя сравнивать с нашей экономикой, с ментальностью наших людей. Главная наша особенность похожа на опыт Москвы. Они эту программу начали до нас. Мы экспериментально как город Алматы начали в 2012 году. Это нужно делать – почему нужно делать? Стране и городу экономически это тоже выгодно, потому что строительная отрасль продвигается вперед, поступают дополнительные налоги. Что такое дополнительные налоги? Дополнительные налоги позволяют нам делать другие вещи по городу социального направления. В этом проекте тоже предусмотрено очень много социального направления… Самое главное, мы хотели сегодня обратно услышать…», – и на этом связь с ним оборвалась. Как пояснил управляющий директор СПК Алматы, при разработке программы реновации в городе также учитывался «международный опыт таких крупных городов, как Нью-Йорк, Чикаго, Сеул, Баку».
Алина Бейсенова, руководитель команды архитекторов Urban Forum Kazakhstan, проводившей подробное исследование района и реновации в городе, отметила, что проект не учитывает такие факторы, как пешеходные потоки и семейные бизнесы, существующие в районе десятилетиями.
«Почему-то в расчет берутся только жильцы, а другие факторы, которые делают этот район привлекательным, упускаются из виду. Понятно, почему этот район очень привлекателен для застройщика, здесь квартиры разлетятся в миг: здесь прекрасная инфраструктура, здесь и Ботанический сад, и два пешеходных маршрута по Ауэзова и Тимирязева, где постоянно ходят люди, здесь и коммерция развита. Но если просто уплотнить эту застройку и поставить огромные дома, то мы рискуем просто потерять ту прекрасную атмосферу, которая существует, – отметила она. – Всегда можно построить дома, которые лучше. И дома, которые отмечены – большая часть из них, я согласна, не в самом лучшем состоянии, хотя ремонт их не так дорого будет стоить. Вы можете поставить что-то новое, но вам нужно провести дополнительный анализ пешеходной среды, и анализ тех бизнесов, и той активности, которая происходит на улицах». Архитектор также подчеркнула, что этажность застройки, представленная в концепции, все же слишком велика.
«12 этажей – это очень много. Я думаю, здесь нужно прийти к какому-то компромиссу. Конечно, 12 – это выгодно. Но это может быть выгодно в краткосрочной перспективе, а людям, которые будут там жить, это может быть невыгодно, потому что район из-за такой негармоничной застройки перестанет развиваться, – отметила Бейсенова.
«Это уникальный участок между двумя магистралями с прекрасными объектами. Я хотела бы, чтобы застройщик ознакомился с тем, что уже опубликовано в интернете, с нашими исследованиями, и пересмотрел этажность. Вы вполне сможете отбить свои деньги, добавив коммерческих помещений. Потому что, если вы правильно организуете пространство, это будут очень доходные помещения», – заключила она.
Директор по развитию К7 Group ответил, что перед обсуждением ознакомился с исследованием Urban Forum Kazakhstan, и оно его впечатлило, а также предложил проводить в дальнейшем обсуждения вместе с командой Urban Forum, жильцами и АО «СПК Алматы».
Архитектор Жанна Спунер также отметила, что при реновации важно заранее делать исследования и вовлекать жителей района в процесс принятия решений.
«Это не последняя реновация в городе, и таких реноваций будет еще много. Необходимо учесть ошибки Москвы, ошибки других городов, других стран, и сразу делать исследование до того, как произойдет социальное обострение. Я сейчас читаю чат (обсуждения в ZOOM – V) и понимаю, что люди не понимают, что происходит, их никто ни о чем не спрашивал, с ними не было проведено ни социального, ни соучастного проектирования, никакого исследования со стороны акимата – правильного исследования. Техзадание было дано группе (K7 – V). Нет претензий к K7, потому что они делали то, что город дал по заданию. Задание должно быть более четким и основанным на исследовании. Исследования лично я не вижу», – отметила архитектор. Она также согласилась с Алиной Бейсеновой в том, что в проекте пока не предусмотрены коммерческие помещения и этажность слишком высока для района.
«Давайте заранее делать исследования по каждой территории, где вы собираетесь делать реновационные проекты, потому что сами проекты, конечно, нужны. Люди не должны жить в таких условиях, в камышитово-каркасных домах. Нужно все это обновлять, но только на основе исследований и соучастного проектирования. Люди, жители квартала, должны быть вовлечены в такую программу», – заключила архитектор.
Одна из жительниц, Татьяна Игнатьева, спросила, есть ли какие-то гарантии того, что если жители будут против сноса, то их дома не снесут. На протяжении обсуждения директор АО «СПК Алматы» дважды по-разному ответил на этот вопрос.
«Без стопроцентного согласия, конечно же, к сожалению, мы не сможем произвести снос и реновацию», – сказал он в начале обсуждения. Затем ближе к концу встречи Алибеков снова ответил на этот вопрос так: «Чуть позже будет голосование «за» или «против». Если большая часть жителей откажется от сноса данного квадрата улиц, мы вас поддержим». До этого директор по развитию К7 Group Арсен Тулеу отмечал, что результаты этого голосования – это скорее предварительные итоги их собственной работы.
«Данные обсуждения носят исключительно аналитический характер и добровольный характер, и сегодняшние итоги голосования для нас послужат неким результатом нашей уже проведенной работы. Где-то исправить свои ошибки, мы в полной мере адекватно воспринимаем конструктивную критику», – заявил он в начале обсуждения.
В ходе онлайн-голосования жителям задали два вопроса: «Кем вы являетесь?» с вариантами ответов: «собственник квартиры в квадрате», «заинтересованный общественник» и «представитель СМИ» и «Согласны ли вы на реновацию квартала?» с вариантами ответов «за», «против» и «воздерживаюсь».
Несмотря на то, что в чате обсуждения в основном высказывались против застройки, по результатам опроса 62% проголосовавших были за реновацию, однако при этом не уточнялось, какой процент из проголосовавших «за» составляют жители района.
Перед завершением обсуждения организаторы отметили, что это еще не финальный результат голосования, так как еще будут проводиться письменные опросы тех жителей, которые не смогли поучаствовать в онлайн-обсуждении.