Проблематика вхождения Казахстана менялась на протяжении всего переговорного процесса. С первого и до последнего момента был актуален вопрос несовершенства законодательства и тарифной системы. Однако, на ранних этапах дискуссии все осложняло формирование и реструктуризация экономики. После решения ряда острых экономических проблем, у Казахстана появились дополнительные сложности из-за вступления в Таможенный, а затем Евразийский экономический союз.

Но, несмотря на это, чиновники разных уровней всегда говорили, что эффект, который окажет членство в ВТО на экономику Казахстана, оправдает временные затраты. Среди главных преимуществ сама организация отмечает интеграцию страны в глобальную экономику, а также либерализацию торгового и инвестиционного режимов. Министерство национальной экономики Республики Казахстан также считает, что вступление поможет устранить излишние барьеры в торговле, усилить транспарентность и предсказуемость торговой политики, а в перспективе – привести к улучшению конкурентоспособности отечественных товаров.

Можно также выделить еще ряд положительных моментов, которые открывает перед страной и населением участие в ВТО. Во-первых, это снижение цен на импортируемые товары, что позволит сократить расходы граждан, поскольку в потребительской линейке появится более дешевая продукция. Во-вторых, в стране возможно открытие новых производств, что повлечет за собой приток иностранных инвестиций и экспорт новых технологий.

В-третьих, экономику Казахстана поддержит возможность свободного выхода на экспортные рынки, а также обострение конкуренции между импортными и отечественными товаропроизводителями, что не только должно увеличить производство в конкурентных областях, но и улучшить качество местной продукции. И, в-четвертых, вхождение в ВТО позволит снять антидемпинговые меры и квотные ограничения для отечественных производителей.

Эксперты отмечают два главных риска, которые могут проявить себя после интеграции Казахстана в мировое торговое пространство. В первую очередь отечественные предприятия могут ослабить свои позиции на локальном рынке из-за неконкурентоспособного и менее эффективного производства, в сравнении с зарубежными предприятиями. Кроме того, из-за роста импорта в Казахстане может быть снижен потенциал развития МСБ и сокращен рынок труда. Хотя повсеместно с этим звучат и мнения о том, что объем производства товаров народного потребления в Казахстане не такой большой и на его фоне нельзя говорить о чрезмерно высоком упадке промышленности.

Одним из наиболее острых направлений для Казахстана остается сельское хозяйство. В Миннацэкономики, тем не менее, утверждают, что вопрос разрешения поддержки этого сектора в рамках программы развития «Агробизнес 2020» оставался одним из самых значительных во время переговоров. Известны прецеденты, когда секретариат ВТО шел на встречу таким просьбам. К примеру, России было разрешено снижать свои таможенные пошлины для автомобильной промышленности в течение 7 лет, чтобы поддержать её укрепление.

Конфронтация экспертных мнений заканчивается на том, что многое зависит от условий вступления страны в ВТО. Однако большинство из них склоняются к выводу, что финальное соглашение о вступлении вряд ли подразумевает какой-либо переходный период для Казахстана, в течение которого страна сможет поэтапно снижать импортные тарифы, улучшать законодательство и выполнять другие нормы. Правила же, ко всему прочему, предполагают и существенное ограничение  мер господдержки различных сфер экономики.

Между тем представители различных отраслей экономики ожидают, что изменения после вступления в ВТО затронут множество секторов – от автопромышленности, где игроки говорят о снижении пошлины на ввоз иномарок, что может привести к снижению производства новых автомобилей, до пищевой промышленности, где особенно участники мясного рынка прогнозируют усиление конкуренции и ослабление цен на продукцию.

Впрочем, чтобы иметь хотя бы условное представление о том, чего ожидать Казахстану после вхождения в ВТО, необходимо кратко рассмотреть опыт других государств. К примеру, для Кыргызстана, который состоит в организации более 17 лет, эффект не был однозначным. Параллельно с общим ростом сферы услуг в ВВП и товарооборота, прежде всего со странами-членами ВТО, в период 1998-2007 годов наблюдалось и снижение доли Кыргызстана в мировом экспорте с 0,016% до 0,009%. Причем сокращение произошло в сырьевом секторе.

Для Армении участие в ВТО стало более результативным. В период 2003-2008 годов, то есть первые 5 лет членства, рост ВВП страны в среднем составлял 12% и был обеспечен за счет увеличения внешнего финансирования, улучшения производительности труда, развития строительного сектора и сектора услуг. Благодаря либерализации инвестиционного режима, объем инвестиций в Армению за эти 5 лет составил 3,4 млрд долларов.

В России, во время правительственного совещания по итогам первого года участия в ВТО, тогдашний президент Дмитрий Медведев выделил общее повышение конкурентоспособности экономики. Однако, он указал на появление новых угроз в прежних проблемных секторах - автопромышленности, сельском хозяйстве, сельхозмашиностроении, а также в легкой и пищевой промышленности. Тогда он призвал предприятия к более активной модернизации производства, а правительство к своевременному анализу обстановки и помощи нуждающимся отраслям.

В случае же Украины, ожидаемый эффект от вступления в ВТО после первых 5 лет членства, был подпорчен мировым экономическим кризисом 2008 года. В период 2008-2012 годов общий объем экспорта украинских товаров вырос на 39,7%, тогда как импорт увеличился на 39,5%. При этом наибольшие выгоды получили аграрный сектор, где объемы экспорта выросли в 2,5 раза, сфера машиностроения, где экспорт увеличился на 80% и отрасль минеральной продукции, который увеличил поставки за рубеж на 79%.

Полноценное представление об эффекте от вступления в ВТО на базе этих данных сформулировать сложно. Многое, безусловно, зависит от изначальной эффективности предприятий и государственного регулирования. Однако еще большее зависит от конечных условий членства, а также желания и возможностей самих экономических субъектов конкурировать в новой среде.