Vласть объясняет: Почему у нефти сомнительное будущее?

Дмитрий Мазоренко, Vласть

Фото Марии Гордеевой

Во вторник Россия и страны ОПЕК достигли договоренности о заморозке нефтедобычи, которой давно ждал мировой рынок. Впрочем, аналитики сомневаются, что это улучшит ситуацию с ценами на углеводороды и их потреблением в краткосрочной перспективе. Энергетические же институты продолжают говорить о долгосрочных проблемах в индустрии. Несмотря на устойчивый рост спроса в следующие 25 лет, доля нефти в структуре мирового потребления энергоресурсов продолжит сокращаться, а замещать её будет зеленая энергетика. Vласть попыталась объяснить, почему это вполне реально.

Прошлый год стал самым результативным для возобновляемой энергетики. По данным Bloomberg New Energy Finance, объем инвестиций в неё вырос на 21% до 329 млрд долларов, а количество мощностей в ветряной и солнечной энергетике по всему миру возросло на треть. В Великобритании и Германии ветряная энергия и вовсе стала самой дешевой в производстве, правда не без государственных субсидий. Но в ближайшие 10 лет господдержка будет сведена к нулю, а энергия продолжит дешеветь.

В 2013 году на альтернативную энергетику пришлось 22% мирового потребления. Если отбросить газо- и гидроэнергетику, оставив лишь солнечную и ветряную, то по данным British Petroleum с 2000 года их доля в мировом энергобалансе увеличилась с 0,6% до 2,5% к 2014 году. Расчеты МЭА, в свою очередь, показывают, что потребление этих видов энергии (включая геотермальную) к 2013 году выросло вдвое с 1,6% в 1973 году.

Эксперты Международного энергетического агентства (МЭА) предполагают, что вопросы энергетической безопасности, загрязнения окружающей среды и глобального потепления доведут долю возобновляемой энергии в мировом потреблении до 26% к 2020 году. При этом в ближайшие 5 лет в неё ежегодно будут инвестировать около 230 млрд долларов. Но учитывая динамику последнего года, вполне можно ожидать и дальнейшего увеличения вливаний.

МЭА не отрицает этого, и говорит, что тогда на неё в мировом потреблении придется уже 27%, а ежегодный объем инвестиций составит 315 млрд долларов. Важно учитывать еще и то, что производство альтернативной энергии дешевеет из года в год. С 2010 по 2015 год себестоимость выработки ветряной энергии сократилась на 30% (примерно до 40-50 долларов за мегаватт-час), а солнечной больше, чем на 60% (примерно до 40-45 долларов за МВТч). К 2020 году ветряная будет стоить еще на 10% дешевле, а солнечная - на 25%. Хотя секторы все равно будут требовать дальнейшего технического усовершенствования, господдержки и готовности мировых рынков трансформировать производство.

Кроме того, в перспективе расширение действующих мощностей в альтернативной энергетике станет куда менее затратным, чем модернизация нефтегазовых и атомных объектов. Впрочем, главной задачей для всего мира станет предотвращение роста температуры воздуха на 2,7 градуса, и для этого к 2030 в зеленую энергетику по всему миру нужно будет инвестировать около 13,5 трлн долларов.

Энергетика в 2040 году

МЭА ожидает, что уже к 2050 году половину мировой потребности в энергии будут покрывать возобновляемые источники. То, как изменится ситуация уже к 2040 году, наглядно иллюстрирует график.

Из него видно, что нефть может стать единственным источником, который будет использоваться для выработки энергии все меньше. Но в этом нет ничего нового. Несмотря на большие инвестиции, все еще растущий спрос и предложение, доля жидких углеводородов в структуре мирового энергопотребления с 1973 к 2013 году сократилась на 8,4% до 39,9% (3,72 млн. тонн нефтяного эквивалента).

К 2040 году её использование будут сокращать все развитые страны – США может сократить потребление на 4 млн. баррелей в день, Европейский союз – на 8 млн. баррелей, а Япония – на 9 млн. баррелей. Но рынки, зависимые от нефти, все еще останутся. Основной спрос будут формировать страны Юго-Восточной Азии – там он вырастет вдвое до 20 млн. баррелей в день.

На замену нефти уже приходит паровое электричество – его доля увеличилась на 8,6% до 18% за те же 40 лет. К слову, оно уже меньше генерируется через сжигание угля – в структуре потребления его использование упало на 2% до 11,5%.

МЭА прогнозирует, что главным катализатором перемен в энергетике станет Китай, экологические проблемы в котором становятся все острее. Уже к началу 2020 года страна может нарастить мощности возобновляемой энергетики почти на 40% и сформировать треть поступающих в сектор инвестиций.

Косвенно это может подтвердить угасающий интерес Китая к нефти, который был одним из крупнейших её потребителей последние 20 лет (в 2013 году на него пришлось 40% мирового импорта). Спрос на топливо в стране по итогам IV квартала 2015 года вырос всего на 0,2 млн. баррелей в день, в то время как предыдущие три квартала он составлял 0,7-0,8 млн. баррелей. В 2016 году спрос увеличится лишь на 0,3 млн. баррелей и продолжит сокращаться в дальнейшем.

Помимо этого, в прошлом году вышел доклад китайского государственного Energy Research Institute, где говорилось о наличии у страны достаточных технологических и экономических возможностей, чтобы к 2050 году обеспечить 85% потребления энергии из возобновляемых источников.

Другим развивающимся странам также будет интересна альтернативная энергетика – на них придутся другие две трети новых мощностей. К 2040 году одним из крупнейших потребителей солнечной энергии станет Африка, её годовой спрос составим 1000 тераватт в час. Даже Индия, которая больше всех нарастит объемы потребления угля и нефти в следующие 25 лет, год от года наращивает инвестиции в альтернативные источники. В 2015 году вливания выросли на 29% до 10,9 млрд долларов. А к 2022 году страна хочет довести выработку энергии до 175 гигаватт с нынешних 37, для чего ей потребуется около 200 млрд долларов инвестиций.

Главной причиной перехода к возобновляемым источникам станет их дешевизна. По расчетам МЭА, производство, установка и эксплуатация мощностей солнечной энергетики к 2040 году станет дешевле на 50%, ветряной – на 30%, а нефтегазовой всего на 20%. Уже сейчас производство киловатта ветряной энергии в России – ближайшем для нас рынке – составляет 1700 долларов. Оно на 300 долларов дешевле, чем выработка из угля, но пока еще уступает в стоимости газотурбинным (450 долларов) и парогазовым (800 долларов) источникам.

Редактор Власти

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые