Организация экономического сотрудничества и развития – одна из самых авторитетных международных организаций, цель которой – достижение устойчивого экономического роста стран-членов. Фактически это клуб 34 богатейших стран мира, проводящих сбалансированную социально-экономическую политику и производящих более 60% мирового ВВП.

Присоединение Казахстана к ОЭСР предполагает приведение норм национального законодательства в соответствие со стандартами организации, после чего все члены ОЭСР должны согласиться с тем, что наша страна продемонстрировала приверженность принципам рыночной экономики и плюралистической демократии.

Национальный аналитический центр сообщает, что осенью 2011 года Казахстан направил в ОЭСР официальные письма-заявки на получение статуса постоянного наблюдателя в четырех комитетах: по индустрии, инновациям и предпринимательству, образованию, сельскому хозяйству и инвестициям.

В том же году премьер-министр РК Карим Масимов написал в Twitter о том, что страна утвердила подходы вступления в Организацию экономического сотрудничества и развития.

«Казахстан уже готов к тому, чтобы присоединиться к этому элитному клубу развитых стран. Это нам позволит перенять лучшие стандарты развитых стран, усилить интеграцию с наиболее развитыми странами мира, тем самым повышая и улучшая свою конкурентоспособность», – отметил тогда вице-премьер Ербол Орынбаев, выступая на одном из заседаний правительства.

2012 год не принес никаких принципиальных новостей, в феврале 2013 года министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев сообщил, что «Казахстан ведет активную работу по вступлению в ОЭСР».

«…Вы знаете, ОЭСР – это клуб развитых стран, поэтому вступление в инвесткомитет позволит открыть дорогу для многих иностранных инвесторов, показывая, что в Казахстане стандарты международного инвестиционного климата являются очень высокими», – отметил тогда он.

И наконец, в марте 2015 года «встреча государственного секретаря Республики Казахстан Гульшары Абдыкаликовой с главой Евразийской программы по конкурентоспособности ОЭСР Антонио Сомма и группой экспертов ОЭСР «ознаменовала начало вступления Казахстана в число 30 развитых стран планеты».

Одним из принципов ОЭСР является прозрачность и доступ к информации, и, отметив некоторый недостаток публичной информации о вступлении Казахстана в данную организацию, мы решили обратиться к мониторингу прессы, а также к неправительственным организациям, в ответственные министерства и саму ОЭСР, чтобы узнать подробнее о процессе вступления нашей страны в тридцатку развитых стран.

Страновая программа

22 января 2015 года в рамках Всемирного экономического форума Премьер-Министр Казахстана Карим Масимов и Генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Анхель Гурриа подписали Меморандум о взаимопонимании между Правительством РК и ОЭСР о реализации Страновой программы сотрудничества на 2015-2016 годы.

Страновая программа – это инструмент взаимодействия ОЭСР со странами, не входящими в нее, и в этом году организация впервые разработала такие программы с четырьмя странами, в число которых вошел и Казахстан.

Подписание Программы не означает вступление Казахстана в ОЭСР, однако предполагает реализацию совместных инициатив в разных сферах, а также предоставит Казахстану возможность присоединиться к ряду деклараций и рекомендаций ОЭСР и участвовать в работе ее структурных подразделений. 

Несмотря на то, что с момента принятия проекта Страновой программы прошло четыре месяца, ни в прессе, ни в других открытых источниках нет аналитических обзоров и промежуточных отчетов о ее реализации. Все материалы по теме – это новости о том, что Программа подписана.

Текст программы, однако, доступен в Сети, и она представляет собой годовой план мероприятий, которые должен реализовать Казахстан, чтобы приблизиться к стандартам организации и членству.

За предстоящий год страна должна работать по следующим направлениями: государственное управление; окружающая среда; финансовая деятельность; здравоохранение, занятость и социальная интеграция; образование и повышение квалификации; конкурентоспособность и бизнес-климат; статистика и межотраслевая деятельность.

При этом все мероприятия финансирует Казахстан. 27 апреля 2015 года стороны подписали грантовое соглашение сроком на 19 месяцев и стоимостью 670 501 евро для покрытия расходов, связанных с реализацией проекта.

В поиске более подробной информации как о реализации Страновой программы, так и в целом о процессе присоединения к ОЭСР и возможностях участия общества в этом процессе, мы обратились, в первую очередь, в ответственные органы правительства и направили три официальных запроса в Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан и Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

Процедура получения ответа заняла от одного до двух месяцев, при этом только два министерства предоставили ответы (Министерство национальной экономики, Министерство здравоохранения и социального развития), из которых, однако, мы не получили исчерпывающей информации по самым важным вопросам. В этой связи мы обратились к главе Правительства за их разъяснением, и по его поручению второй раз и более содержательно нам ответило Министерство национальной экономики.

Кто за что отвечает?

Наш первый вопрос был о том, какие министерства задействованы в деятельности по вступлению Казахстана в ОЭСР и как координируется их деятельность. Как следует из ответа, Министерство национальной экономики РК (МНЭ) является основным рабочим органом по взаимодействию с ОЭСР.

Также в реализации Страновой программы участвуют:

  1. Министерство по инвестициям и развитию РК по проекту «Второй обзор инвестиционной политики»;
  2. Министерство образования и науки РК по проектам: «Последующий Обзор политики в области высшего образования», «Обзор инновационной политики»;
  3. Министерство здравоохранения и социального развития РК по проектам: «Обзор системы здравоохранения в РК и Обзор национальных счетов здравоохранения», «Предложения в области трудовых отношений (обзор политик, ориентированных на три группы: молодежь, пожилые работники и защита уязвимых групп населения)»;
  4. Министерство энергетики РК по проекту «Содействие развитию Стратегии зеленого роста и   низких выбросов углерода в Восточной Европе, на Кавказе и в Центральной Азии (ВЕКЦА): анализ и поддержка политического диалога по ключевым элементам управления Концепции перехода к «зеленой экономике» (КЗЭ)»;
  5. Министерство сельского хозяйства РК по проекту «Экономические аспекты управления водными ресурсами в странах ВЕКЦА: поддержка внедрения программы по управлению водными ресурсами».

Министерство национальной экономики осуществляет общую координацию проектов, а также участвует в реализации 12 проектов Страновой программы, среди которых Комплексный страновой обзор; Обзор политики городского развития; Оценка добросовестности государственного управления Integrity Scan; Обзор политик, регулирующих управление малых и средних предприятий, а также вопросы предпринимательства, Внедрение индикаторов по зеленому росту и устойчивому развитию и так далее.

Если с участием государства все более или менее ясно, то общество пока никак не включено в процесс обсуждения вопросов, связанных с внедрением стандартов ОЭСР в Казахстане. Мы предположили, что заинтересованные бизнес-ассоциации и общественные организации могли бы участвовать в процессе через специальные диалоговые площадки.

Однако, МНЭ сообщает, что в связи с тем, «что Страновая программа подписана сравнительно недавно (в январе этого года), большинство проектов проходят начальную стадию реализации, и поэтому их обсуждение в обществе не проводилось». Ведомство ничего не сообщает о планах таких обсуждений в будущем.

Что уже сделано?

В первом инвестиционном обзоре Казахстана (2011-2012), предшествующем принятию Страновой программы, Казахстану были даны рекомендации по трем блокам, где третьим является – ответственное ведение бизнеса.

Наш следующий вопрос к оператору Страновой программы заключался в том, что было сделано Казахстаном по этим рекомендациям? Исчерпывающего ответа мы не получили, однако, узнали, что ОЭСР рекомендовал Казахстану создать Национальный контактный центр, а также развивать практики ответственного ведения бизнеса в части выстраивания справедливых трудовых отношений, повышения социальной ответственности бизнеса и так далее.

Национальный контактный центр – это правительственное учреждение, в обязанности которого входит продвижение принципов и стандартов ответственного ведения бизнеса (ОБВ), включенных в Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий.

Таким центром в Казахстане определен Комитет по инвестициям Министерства инвестиций и развития, в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 ноября 2012 года № 1453.

О деятельности центра МНЭ сообщил только то, что 22 мая 2014 года в рамках VII Астанинского экономического форума представители Комитета по инвестициям провели совместную встречу с экспертами ОЭСР для обмена опытом в сфере деятельности Национальных контактных центров.

На этом информация о Национальном контактном центре Казахстана заканчивается. Каковы его функции, задачи, и самое главное – каков план работы и что сделано за период его существования – неизвестно.

Экспертное и бизнес-сообщество, включенное в дискуссии по данной теме, также не может привести пример деятельности данного государственного органа и со своей стороны отмечает непрозрачность Национального контактного центра.

Чуть больше информации МНЭ предоставило о развитии практик ответственного ведения бизнеса. Отметим, что пока эта деятельность ведется общественными организациями, а не государством.

Министерство национальной экономики сообщает, что Национальная палата предпринимателей и Фонд Евразии Центральной Азии в сотрудничестве с ОЭСР в 2013-2014 годах провели Обзор ответственного ведения бизнеса в Казахстане. По итогам Обзора «был разработан единый подход в продвижении корпоративной социальной ответственности в Республике Казахстан», а также разработан проект Национальной концепции корпоративной социальной ответственности.

Данную Концепцию, которая была внесена на рассмотрение Правительства в прошлом году, Казахстан презентовал представителям ОЭСР. На вопрос, почему она до сих пор не принята и когда ее принятие планируется, Министерство национальной экономики не ответило, переадресовав нас к Национальной Палате Предпринимателей.

В завершение темы корпоративной социальной ответственности отметим, что Национальная концепция  включила в итоге лишь рекомендательные регулятивные положения для бизнеса, в то время, как роль государства до сих пор не была отражена ни в одном стратегическом документе на эту тему.

Что планируется сделать?

Правительство Казахстана получило рекомендации Первого обзора ОЭСР, по которым должно в следующие два года продемонстрировать изменения. Что же планируется делать?

Здесь мы вновь получили скудный ответ, не совсем относящийся к вопросу: «Во второй половине 2015 года начнется проведение повторного Обзора инвестиционной политики Казахстана. В рамках проведения повторного Обзора будет проанализирована деятельность Национальных контактных центров, в том числе эффективное осуществление Руководящих принципов и распространения принципов ответственного ведения бизнеса».

Наш последний вопрос касался принятия Казахстаном Плана действий «Бизнес и Права человека» в рамках вступления в ОЭСР. Мы также не получили однозначного ответа – планирует ли Правительство принять такой план.

«На сегодня Республикой Казахстан реализуется «Комплексный план работ по внедрению стандартов корпоративного управления стран Организации экономического сотрудничества и развития и дальнейшему улучшению инвестиционного бизнес-климата в рамках Таможенного союза», утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан № 643 от 1 июля 2013 года», – сообщило Министерство национальной экономики.

Другие источники информации

Мы также обратились к экспертам неправительственного сектора в надежде расширить информационную картину, созданную министерствами.

Центр исследования правовой политики (LPRC) работает в области мониторинга внедрения стандартов ОЭСР в Казахстане, но к сожалению, организация подтвердила, что информации о проделанной работе в рамках Страновой программы нет в публичном доступе.

Общественная организация также отправляла официальные запросы в Министерство экономики, Министерство по инвестициям и развитию и АО ФНБ «Самрук Казына», но не получила содержательной информации.

«Нас интересовал статус выполнения таких мероприятий как разработка механизма проведения консультаций с представителями неправительственных организаций; возможности законодательного установления требований по раскрытию информации на экологические и другие нефинансовые показатели и, наконец, разработка основных подходов развития практики ответственного ведения бизнеса, – перечислила консультант Центра исследования правовой политики Назгуль Ергалиева. – К сожалению, мы не получили информации ни по одному из этих пунктов.  Работа либо не проводилась, либо информация недоступна для публичного пользования». 

Например, по словам Ергалиевой, Комитет по инвестициям отказал им в ознакомлении с исследованием по вопросам совершенствования инвестиционной политики с учетом международных стандартов, которое проводил Национальный аналитический центр в 2012 году по заказу «KAZNEX INVEST».  

«Представитель Комитета посчитал, что это исследование только «для служебного пользования», – отметила эксперт.

Мы не остановились и на этом и решили попытать удачи у самой Организации экономического сотрудничества и развития, отправив запрос в ее парижский офис. Экспертам ОЭСР мы задали общие вопросы: что уже сделано Казахстаном, как оценивается проект с нашей страной до настоящего момента и так далее.

К сожалению, здесь нам вежливо отказали в прямом предоставлении информации и переадресовали на Астану. Вероятно  ОЭСР  руководствуется собственными мотивами: возможно, организация имеет внутренние ограничения по коммуникации с прессой на тему вступления какой-либо конкретной страны, возможно, она координирует много стран и не имеет физической возможности отвечать на такие запросы.

Таким образом, некоторая информационная непрозрачность – объективная данность, с которой сталкиваются и общественные организации, и медиа. Причем проблемы в части предоставления информации наблюдаются у обеих сторон – и у ОЭСР, и у нашего Правительства. 12 марта 2015 года президент Казахстана выдвинул пять институциональных реформ для укрепления государственности. В качестве пятой реформы «Транспарентное и подотчетное государство» им было высказано мнение о необходимости перехода Казахстана к следующему этапу государственного строительства - построению открытого, подотчетного населению государства. «Во-первых, следует расширить практику отчетности руководителей государственных органов. Во-вторых, обеспечить прозрачность процесса принятия решений. В-третьих, следует внедрять гражданское бюджетирование. ..» - сказал глава государства.

В свете этого, как нам кажется, казахстанское правительство должно генерировать информацию и широко распространять ее, демонстрируя приверженность стандартам доступа к информации и открытого правительства.

После нескольких месяцев исследования, для нас так и остались открытыми вопросы о деятельности 6 министерств по 12-ти направлениям, а также о том, что делает государство для развития практик ведения ответственного бизнеса и соблюдения бизнесом прав человека?

Не ясно, что именно делает наша страна по рекомендациям Первого обзора ОЭСР, но судя по ответам обеих сторон, либо деятельность носит весьма скудный характер, либо эта деятельность строго засекречена.

И самая главная проблема, которую мы выявили в процессе сбора информации и подготовки этого материала, заключается, на наш взгляд, в том, что казахстанское общество, финансируя Страновую программу налоговыми платежами, полностью исключено из процесса наблюдения ее полноценного выполнения и обсуждения.

Насколько вовлечено гражданское общество 30 развитых стран в процессы экономического развития? Об этом будет наше следующее исследование. 

Фото Tax Justice Network