По данным Энергетического агентства США (EIA), с июня прошлого года цены на нефть упали примерно на 57% - до 50 долларов за баррель. Тем не менее, в 1980-х обвал был куда сильнее – на 72% до 23 долларов в реальном выражении. Предшествовавший ему рост цен произошел в 1973 году, после введения арабского нефтяного эмбарго и начала Войны судного дня – конфликта между коалицией арабских государств и Израилем. В итоге эти события обернулись первым нефтяным кризисом.
Второй кризис проявился в 1979 году с началом революции в Иране, за которой через год последовала Ирано-Иракская война, практически остановившая нефтедобычу в стране. Цепочка политических потрясений, которую дополнила и национализация нефтяных активов во многих странах Ближнего Востока, вылилась в панику на мировом рынке. В итоге, с конца 1973 года по начало 1981 реальная цена на нефть выросла с 20,5 долларов до 105 долларов за баррель. Но в этом же году рынок стал перегреваться от объемов предложения, которое возросло из-за быстрого прироста добычи в других странах.
Экономика многих стран-экспортеров был потрясена произошедшим, и стремительно перешла в стадию рецессии. Однако, как указано в презентации директора Центра сырьевой экономики РАНХиГС Петра Казначеева, не всех захлестнула волна кризиса. В пяти странах наблюдался положительный рост ВВП, даже превышающий 1%: в Омане, Индонезии, Норвегии, Малайзии и Канаде.
Чтобы предотвратить обвал ВВП, страны использовали три инструмента: увеличивали нефтедобычу, повышали качество государственных институтов и вливали в экономику деньги из стабилизационных фондов.
Увеличение нефтедобычи
Все перечисленные страны, несмотря на снижение инвестиционной привлекательности нефтяного бизнеса, решили прибегнуть к этой мере. Исключением стала только Индонезия, которая тогда была членом ОПЕК и не могла проводить независимую от него политику до выхода из организации в 2008 году. Здесь также стоит уточнить, что наравне с нефтью, страны повышали и объемы добычи газа.
За период 1981-86 годов в большей степени нефтедобычу нарастили Малайзия – на 93,05%, Норвегия – на 77,15%, Оман – 70,91%. Канада смогла нарастить ее лишь на 12,12%. По газу список несколько отличается. Малайзия нарастила добычу на ошеломительные 5768%, Оман – на 154,33%, а Индонезия - на 79,06%. В Канаде не делали ставку на газ, а в Норвегии газовый бум начался ближе к 2000 году.
В более сытые годы страны вели интенсивную геологоразведку, что позволило им увеличить производственный потенциал перед ослабеванием инвестиционного интереса к отрасли. Кроме того, они добились повышения нефтеотдачи с эксплуатируемых месторождений, объединялись в консорциумы с международными компаниями и облегчали условия налогообложения.
Усиление качества институтов
Акцент на укреплении институциональной среды – законодательства, налоговой системы, регуляторной политики - сделали Индонезия, Норвегия и Оман. Это хорошо заметно по рейтингу «Economic Freedom» канадского Института Фрейзера, который анализирует степень экономического комфорта в 152 странах. Индонезия с 1980 к 1990 году поднялась в нем с 62 на 37 строчку, Норвегия – с 36 на 21. Оман в 1980 году не входил в этот рейтинг, однако к 1990 году занял 34 место.
Малайзия, тем не менее, за это время потеряла 2 строчки, заняв 15 место, а Канада опустилась на одну – с 5 до 6. Но, вероятнее всего, позиции стран изменились из-за смены методологии рейтинга. Во всяком случае, качество их институтов вряд ли перетерпело негативные изменения. Примечательно, что в более длительной перспективе – до 2000 года эти страны оставались в числе лидеров роста ВВП из всех стран, указанных в графике выше.
Вливание денег из стабфондов
В трех из пяти стран еще до снижения цен на нефть был создан государственный суверенный фонд – в Малайзии, Канаде и Омане. В Норвегии он появился только в 1990 году, поскольку до этого страна выполняла программу по погашению внешнего долга за счет нефтяных доходов. В Индонезии стабфонд появился только в 2006 году. При этом первые 4 страны использовали часть нефтяной ренты для стабилизации экономики еще до снижения цен на нефть. Стабфонды в этих странах на протяжении всего времени остаются предсказуемыми, прозрачными, эффективными и независимыми от частных интересов. В период низких цен они помогали своим государствам покрывать дефицит госрасходов и замещать потерянную от нефтяного упадка часть инвестиций.
Фото с сайта apravda.com