Официальные лица Ирана решительно настроены улучшить экономическую обстановку в стране. Одна из первых принятых мер - возвращение на международный нефтяной рынок. Об этом в воскресенье заявлял заместитель министра нефтяной промышленности Ирана Амир Хосейн Заманини. «С учетом условий мирового рынка и существующего избытка, Иран готов увеличить экспорт нефти на 500 тыс. баррелей в сутки», - цитирует замминистра The Guardian. По его словам, основным покупателем этого объема будет Китай.
Насколько интенсивно Иран будет наращивать поставки, пока неизвестно. По различным оценкам, у страны имеются танкеры, с суммарным запасом нефти в пределах 60-80 млн. баррелей. Первые из них должны отправиться в страны Евросоюза и Индию уже сегодня. 12 аналитиков и экономистов, опрошенных Bloomberg, считают, что страна будет увеличивать добычу постепенно, начав со 100 тыс. баррелей в день и в течение шести месяцев увеличив её до 400 тыс. баррелей в день.
Министерство нефти Ирана, в свою очередь, заявляет о возможности нарастить добычу на 500 тыс. баррелей в день в самое ближайшее время, и через полгода довести её до 1 млн. баррелей. В 2014 году Иран ежедневно добывал 3,6 млн. баррелей, а до введения санкций – 4,4 млн. баррелей. По заявлению первых лиц страны, они сделают все, чтобы вернуть себе прежнюю долю на мировом рынке.
Президент Ирана Хасана Рухани утверждает, что снятие санкций увеличит рост экономики страны на 5% уже к концу этого года. Доход от будущей продажи нефти он оценил в 25% от нынешнего бюджета. Международный валютный фонд оценивает потенциал роста экономики Ирана в 4% к концу этого года.
Что уже произошло?
Примерно в 5:25 утра по времени Астаны нефть марки Brent опробовала отметку в 27 долларов за баррель, после чего цена несколько скорректировалась. На 13:45 нефть держится на уровне 28,18 долларов. Гордон Кван, аналитик Nomura Holdings Inc. в комментарии агентству Bloomberg пояснил, что в ближайшие дни цены могут упасть до 25 долларов за баррель.
В понедельник азиатские фондовые рынки открылись падением. Наибольший спад наблюдается на японской бирже, индекс Nikkei 225 просел на 1,12%. Китай, напротив, показал рост – индекс Шанхайской биржи к 13:45 вырос на 0,61%. Фондовый индекс Саудовской Аравии еще в воскресенье рухнула почти на 6%. Американский рынок покажет реакцию на Иран только во вторник.
Казахстанский тенге на ожиданиях изменений упала сразу на 9,91 тенге до 372,58 за доллар. На пике стоимость американской валюты достигала 375 тенге. Индекс казахстанской биржи снизился на 1,5%. Российский рубль, в свою очередь, ослаб на 1,5% до 78,7 за доллар, а индекс Москойвской биржи потерял 1,7%.
Что произойдет?
Очевидно, что возвращение иранской нефти на мировой рынок еще больше увеличит предложение и подтолкнет цены к дальнейшему снижению. В течение 2015 года ежедневный избыток углеводородов оценивался в 1,5-2,5 млн. баррелей. Решительность членов ОПЕК и других игроков держать добычу на нынешнем уровне пока остается твердой, а без этого мало что исправит ситуацию с ценами.
Саудовская Аравия заявила, что готова торговать нефтью и по 16 долларов за баррель. Всемирный банк прогнозирует, что в 2016 году цены на углеводороды могут упасть еще на 14%. Однако по расчетам Bloomberg, в июне Brent может стоить 31 доллар за баррель, а к концу года вырасти до 35 долларов.
Ведомости пишут, что в краткосрочной перспективе столь резкое обрушение цен чревато большими проблемами для производителей нефти и сопутствующих отраслей экономики (по прогнозам аналитиков, до трети нефтегазовых компаний США могут стать банкротами к середине 2017 года). За прошлый год индустрия лишилась более 1,5 трлн долларов дохода и продолжает нести потери. Компании пересматривают инвестиционные планы, оставляя лишь те месторождения, рентабельность которых сохраняется при нынешнем уровне цен.
В долгосрочной перспективе низкие цены на нефть выгодны для всех индустриальных экономик – дешевеют перевозки, промышленное производство, даже сельское хозяйство и высокотехнологическая сфера косвенно несут меньшие издержки, и, следовательно, могут развиваться эффективнее. Страны экспортеры нефти продолжат нести потери, суммарный объем которых Всемирный банк оценивает в десятки миллиардов долларов. Они будут терять инвестиции, их валюты будут слабеть и все это приведет к снижению потребления, которое сильно зависит от государственных расходов.
В 2016 году Казахстан готовится сокращать добычу нефти до 77 млн. тонн, с 79,4 млн. тонн в 2015 году. В середине прошлого года министр энергетики Казахстана Владимир Школьник заявлял, что при среднегодовой цене на нефть в 50-65 долларов 15% казахстанских месторождений находятся на грани рентабельности. Впрочем, если цены упадут до 30 долларов за баррель, объем добычи, по словам вице-министра энергетики Узакбая Карабалина, может сократиться до 73 млн. тонн. Все это приведет к дополнительным сокращениям поступлений в госбюджет.
В прошлую среду депутат мажилиса и председатель комитета нижней палаты парламента по финансам и бюджету Гульжана Карагусова заявила, что из-за политической и экономической ситуации в мире в ближайшие три месяца курс доллара в Казахстане будет расти. На этой неделе
в Казахстане пройдет совет по экономической политике под председательством премьер-министра Карима Масимова. На нем будут рассматриваться сценарии развития экономики при стоимости нефти в 30 и 20 долларов за баррель, и помимо этого может быть принято решение об очередной корректировке бюджета на 2016 год.
По предположению нескольких международных финансовых организаций, в будущем недоинвестирование нефтяной отрасли может привести к снижению добычи по всему миру, в результате чего цены могут вырасти до 50-60 долларов за баррель. Однако есть и полярные этому прогнозы – уровень технологичности и страхование рисков нефтедобывающих предприятий США позволит им адаптироваться к низким ценам и долгое время сохранять цены на уровне 15-25 долларов.
Росту стоимости нефти может способствовать сверх увеличение мирового спроса. По прогнозу Международного энергетического агентства, к 2040 году рост глобального потребления составит лишь 5%, даже несмотря на двукратный рост потребности в нефти со стороны Индии.
Однако у нефтяных игроков остается надежда на то, что ситуация в экономике Китая не слишком тяжелая. Некоторые аналитики полагают, что в среднесрочной перспективе страна сможет переориентировать рост ВВП на внутреннее потребление. В этом случае цены могут получить толчок. Однако по самому пессимистичному прогнозу от Morgan Stanley, в 2016 году может решиться конфликт в Ливии, после чего и она получит возможность наращивать нефтедобычу. Это создаст на мировом рынке еще больший дисбаланс.
Фото с сайта stopiranrally.org