В начале 2000-х приватизация в Казахстане была приостановлена из-за недовольства государства её итогами и темпами роста экономики. Правительство посчитало, что куда практичнее будет взять её управление на себя и самим распределять инвестиции между отраслями. Благоприятная для Казахстана конъюнктура на мировом рынке нефти, в конечном итоге, вылилась в желание руководства страны сосредоточиться на «стратегически важных» секторах.  Вслед за появлением формообразующих нефтяных институтов – Национального фонда и нацкомпании КазМунайГаз – произошло усиление государственного присутствия и в других отраслях экономики.

Следствием этого стало основание в 2006 году холдинга по управлению государственными активами Самрук, который консолидировал контрольные пакеты акций компаний Казахстан Темир Жолы, Казпочта, KEGOC, Казахтелеком и КазМунайГаз. В 2008 году он сольётся с фондом устойчивого развития Самрук-Казына, на который будут возложены задачи развития обрабатывающей промышленности и диверсификации экономики. В том же году активы холдинга составят почти 47,5% к ВВП.

Критическая ситуация, возникшая с развитием кризиса 2008 года, заставит государство направить $19 млрд на поддержку банковского сектора и запустить программу форсированного индустриального развития, а также принять стратегический план развития до 2020 года. К тому моменту страна будет обладать валютными резервами в $43 млрд и внешней задолженностью, преимущественно национальных компаний, в $103 млрд. Это станет мотивом для руководства Казахстана изменить законодательную базу для усиления контроля за нефтегазовым сектором.

Чтобы прочитать полную статью, вам нужно купить подписку или авторизоваться на сайте
Перейти на сайт