Последние новости о БТА Банке заставляют вздохнуть с облегчением. Банк намерен завершить реструктуризацию своей задолженности уже к концу 2012 года. Согласно планам, которые озвучил председатель правления Ерик Балапанов, «восстановление коэффициента достаточности капитала первого уровня до показателя свыше 10% по нормативам Базель II будет обеспечено сразу же после реструктуризации, и будет поддерживаться впредь в рамках бизнес-плана, рассчитанного до 2016 года».

 

Напомним: в начале октября банк официально сообщил о том, что полностью согласовал с большинством членов комитета кредиторов основные условия реструктуризации финансовой задолженности на сумму 11,2 миллиарда долларов. Договоренность о сокращении задолженности была достигнута по так называемому «старшему долгу» на общую сумму 8,65 миллиарда долларов. В его состав входят старшие облигации (на 2,247 миллиарда долларов), облигации на восстановление (recovery units, на 5,1 миллиарда долларов) и специальные долговые инструменты с дисконтом (OID, на 385 миллионов долларов и 437 миллионов евро). Кроме того, в состав реструктуризации вошла возобновляемая гарантированная кредитная линия по торговому финансированию (RCTFF) на сумму 348,2 миллиона долларов.

 

В процессе реструктуризации в обмен на свои долговые инструменты кредиторы получат денежные средства на общую сумму 1,618 миллиарда долларов, а также новые облигации, выпускаемые на сумму 750 миллионов долларов с полугодовым купоном 5,5% годовых и единовременным погашением в 2022 году. Как уже сообщалось, ФНБ «Самрук-Казына» в качестве контрольного акционера банка поддержит сделку через конвертацию размещенных в банке депозитов в его капитал, что приведет к увеличению акционерной доли ФНБ в банке.

 

Любопытно, что одновременно с этими сообщениями в начале октября Интернет-ресурсы буквально засыпали всевозможные «утки», которые со ссылкой на некие источники в финансовых кругах сообщали о якобы скором банкротстве банка. Также начались активные публикации на тему, сколько еще государство будет спасать БТА Банк, который, если бы не поддержка «Самрук-Казына», уже давно стал бы банкротом.

 

На самом деле вопрос о том, зачем спасать БТА и другие проблемные фининституты, оказавшиеся в сложном положении после кризиса 2008 года, для государства является принципиальным. Особенно в отношении БТА, который в случае краха мог бы спровоцировать бы такую панику вкладчиков, которая способна создать во всей финансовой системе так называемый «эффект домино». Для Астаны стабильность финансово-кредитной системы и вместе с ней – всей макроэкономики действительно является своего рода «священной коровой». Именно с целью не допустить тектонических сдвигов в банковской системе в 2010 году БТА под управлением госфонда «Самрук-Казына» уже осуществил первую реструктуризацию своей задолженности. Тогда Фонд национального благосостояния Казахстана, инвестировав в капитал банка порядка 6 миллиардов долларов, стал основным акционером банка с долей 81,48% акций. На этот шаг фонд «Самрук-Казына» вынужден был пойти после дефолта банка, который возник после бегства его экс-руководителя Мухтара Аблязова. В 2009 году олигарх смог с помощью ряда обманных сделок и схем украсть у банка, который возглавлял, и перевести за границу более 10 миллиардов долларов. В результате первой реструктуризации долг банка сократился с 12,1 миллиарда долларов до 4,7 миллиарда, а срок погашения был увеличен до 20 лет. Это было достигнуто посредством отказа от всех непогашенных требований в обмен на получение кредиторами наличных денег, акций банка и вновь выпущенных облигаций банка, в том числе облигаций на восстановление (recovery units). С завершением первой реструктуризации кредиторы стали акционерами банка, на их долю приходится 18,5% акций. В настоящее время банк осуществляет второй этап реструктуризации, который, согласно прогнозу Ерика Балапанова, должен полностью завершиться уже до начала нового года.

 

Дискуссии во многих СМИ на тему, сколько Фонду «Самрук-Казына» еще предстоит сохранять контроль над крупнейшими банками и зачем это нужно, исходят с понятного всем направления. Понятно и то, отчего эти дискуссии и разного рода информационные «утки» резко активизировались в свете сообщений о втором этапе реструктуризации долга БТА. Эта волна необходима беглому банкиру Аблязову, который стремится представить себя жертвой политического преследования. Для этого на подконтрольных медийных ресурсах Аблязов активно эксплуатирует тезис, что банк, мол, на самом деле искусственно подвели к состоянию дефолта, только это сделал не он, а государство с целью подставить «белого и пушистого» финансиста под уголовное преследование. Очевидно, что все эти информационные потуги рассчитаны на употребление за пределами страны. А нам в Казахстане интереснее понять, что на самом деле будет происходить с одним из крупнейших банков и как государство собирается управлять им дальше.

По этому поводу руководство фонда «Самрук-Казына» отмечает, что в стратегии фонда ничего не меняется. Фонд, как и прежде, решает задачу вывести все в прошлом проблемные банки к состоянию, когда их можно будет успешно продать на открытом рынке и возвратить понесенные фондом затраты.

 

Почему сохранение стабильности банков, имеющих проблемы, остается актуальным? Задавая этот вопрос, некоторые СМИ отмечают, что кризис 2008 года давно позади, однако госфонд по-прежнему остается крупнейшим акционером трех банков и продолжает управлять ими. Для чего? В частности, зачем «Самруку» вести сложнейшую работу, связанную с реструктуризацией долговых обязательств БТА Банка?

Причин несколько.

 

Во-первых, как отмечают в фонде, нужно полностью завершить судебные и уголовно-розыскные процедуры с бывшим главой банка Аблязовым, который в настоящее время скрывается за границей и обвиняется в выводе более 10 млрд. долларов. «Самрук-Казына» исходит из необходимости вернуть как можно больше украденных активов и средств банка.

 

Во-вторых, как уже отмечалось, существуют соображения сохранения стабильности финансового рынка. Крах даже одного из крупнейших системных банков, такого как БТА, способен оказать резко негативное влияние на все состояние внутреннего финансово-валютного рынка.

 

В-третьих, когда государством контролируются такие крупные банки, как БТА, они становятся эффективным каналом государственного финансирования приоритетных отраслей. В частности, наличие разветвленной сети позволяет институтам развития ФНБ, ответственным за поддержку малого и среднего бизнеса, через дочерние банки кредитовать малый и средний бизнес с минимальными коммерческими издержками. Привлечение к этому процессу коммерческих банков частного сектора обходится намного дороже, в том числе и для заемщика. Таким образом, через дочерние банки «Самрук-Казына» сегодня решает важный блок социально-экономических задач.

 

И, в-четвертых, нужно иметь в виду коммерческое состояние банков. Без государственной поддержки,  позволяющей удешевить фондирование, привлекать депозиты крупных предприятий и т. д., проблемные банки, такие как БТА, вряд ли смогли бы работать эффективно. Никто такие банки не купит. В данном плане выставление на продажу того же БТА сегодня было бы коммерчески нецелесообразным. Для Фонда избавляться от банков сегодня означало бы бессмысленность всех тех усилий, которые он с 2008 года предпринимал по их поддержанию, очистке активов, реструктуризации долгов.

 

Стоит отметить, что с приходом к руководству Фондом «Самрук-Казына» Умирзака Шукеева были тщательно проанализированы все аспекты работы с банками, выявлены сильные и слабые стороны в работе каждого фининститута. Сейчас фонд уже проработал вопросы объединения некоторых банков второго уровня. И это лишь одна из возможных стратегий. «Мы сейчас рассматриваем вопросы объединения, реструктурирования, чтобы превратить ряд мелких банков в нормального крупного игрока в розничном банкинге. Идет работа с консультантами. Рассматриваются варианты повышения эффективности деятельности всего финансового блока, находящегося под контролем государства. Возможны самые различные варианты консолидации или оптимизации функций, цель одна – повысить отдачу и сократить затраты. Это полностью соответствует задачам, поставленным в Послании Главой государства. Чтобы реализовать президентские поручения по содействию и развитию малого бизнеса на селе, по созданию всех условий для доступного кредитования предпринимательской среды на микроуровне, нам нужны сильные и эффективные финансовые структуры», - прокомментировал глава ФНБ «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев.

 

По мнению руководителя фонда, основная проблема финансового сектора заключается в дублировании функций. «У нас очень много финансовых институтов, которые занимаются одним и тем же – анализом, отбором проектов. У нас только инвестиционных фондов насчитывается порядка десятка. И ровно тем же самым занимаются банки, фонд «Даму», Банк развития Казахстана. Идет функциональное дублирование. Сейчас мы прорабатываем консолидацию той части финансового блока, которая оздоровлена и нормально работает».

 

В Фонде подчеркивают, что пока государство контролирует БТА и другие банки, оказавшиеся после кризиса в сложном положении, жителям нет смысла беспокоиться и переживать о том, насколько стабилен тот или иной финансовый институт. Потому что ситуация находится под полным контролем государства. Есть четкое намерение сохранить стабильность денежно-кредитной системы рынка, сделать структуру финансового рынка проще и эффективнее. Это можно сделать разными путями – укрупнить отдельные банки, оптимизировать структуру финансовых институтов развития в рамках «Самрук-Казыны». В любом случае, от этого вкладчикам и клиентам будет только лучше. Вот если бы Фонд, напротив, заявил о готовности выйти из капитала того же «БТА банка», то это стало бы сигналом тревоги.