Софья Пашкова, Астана, Vласть

 

Среда для мажилиса стала «бюджетным днем». Все пленарное заседание депутаты посвятили обсуждению бюджетных вопросов. Причем дискуссия, видимо, оказалась столь напряженной для самих депутатов, что они даже отказались от традиционного озвучивания депутатских запросов.

 

Первым мажилисмены одобрили во втором, окончательном чтении поправки в Бюджетный кодекс. Поправками вводится понятие «условно финансируемых расходов», которые, кстати, уже содержатся в проекте республиканского бюджета на 2013-2015 годы. Проект бюджета обсуждался в этот же день. И, похоже, мысль о том, что изменения в Бюджетный кодекс могут не утвердить депутаты сената, не посещала ни мажилисменов, ни членов правительства. 

 

Обсуждение же главного финансового документа страны заняло у депутатов почти три часа. До этого мажилисмены работали над ним чуть больше месяца. Провели 6 заседаний рабочей группы – грубо говоря, по одному в неделю, и внесли больше 150 предложений. Общая сумма депутатских бюджетных инициатив (конечно же, в расходной части бюджета) составила порядка 400 млрд. тенге. Правительство, правда, поддержало лишь малую часть – 40,9 млрд. тенге мажилисменам «разрешили» перераспределить внутри бюджета на свои предложения. Для этого кабмин даже пожертвовал своим «стратегическим запасом», согласившись уменьшить резерв правительства на 37,2 млрд. тенге.

 

Основные же параметры бюджета, и макроэкономические прогнозы, на основе которых и был сверстан проект, не изменились. Хотя, к слову, ежегодно при рассмотрении отчета правительства об исполнении бюджета депутаты неустанно критикуют кабмин за неправильное прогнозирование и планирование, начиная с той самой макроэкономики. Но сами менять ее они не рискуют.

 

Перераспределенные средства мажилисмены направили на «социально ориентированные» программы. В их числе, как было указано в заключении профильного комитета палаты - строительство объектов образования, увеличение госзаказа на подготовку кадров, развитие сети информационной системы, направленной на коммерциализации научных исследований, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, государственную информационную политику. Но там же (о чем депутаты благоразумно умолчали) оказались и другие траты, которые «социальными» назвать сложно. Например, в виде обновления автопарка парламента новыми автомобилями отечественного производства. Кстати, когда эта депутатская идея «всплыла» в СМИ, мажилисмены продемонстрировали искреннее недоумение и напомнили, что-де президент велел покупать только отечественные авто. Вопрос о том, насколько же сильно обветшал нынешний парламентский автопарк остался открытым.

 

Впрочем, заметим, расходы депутатов на новые машины не слишком велики – немногим больше 200 млн. Тогда как в целом хозяйственному управлению (ХОЗУ) парламента на год выделяется почти 10 млрд. Причем практически вся эта сумма направляется на «создание благоприятных условий для осуществления трудовой деятельности обслуживаемых лиц, техническое обслуживание средств вычислительной техники и сопровождение информационных систем». И только 46,3 млн. – на социологические исследования для подготовки законопроектов, причем - инициируемых депутатами парламента.

 

Свыше 4 млрд. в 2013 году планируется потратить по линии МИД на приобретение и строительство объектов недвижимости за рубежом для размещения диппредставительств Казахстана. К примеру, согласно проекту бюджета, почти 720 млн. пойдут на приобретение здания с земельным участком для размещения резиденции посла Казахстана в США, 664 млн. – на завершение строительства жилого комплекса для сотрудников посольства в ОАЭ. На расширение здания посольства в России и строительство культурного центра направят 735 млн., на продолжение строительства комплекса зданий посольства в Беларуси – 750 млн. А вот проектирование и строительство комплекса зданий посольства в Азербайджане обойдется почти в 1,3 млрд. тенге.

 

При этом представительские затраты для МИД на следующий год заложены в сумме более 2 млрд., зато обеспечение защиты казахстанцев за рубежом обойдется в 79,5 млн.

 

На утилизацию объектов комплекса Байконыр направят в следующем году более 170 млн. тенге. В списке объектов - 72 площадки, 118 территорий казарм, 251 комплекс. Предупреждая возможное недовольство – мол, заниматься этим должен арендатор, то есть Россия, нужно отметить, что эти площадки и комплексы в число арендуемого имущества не входят.

 

А вот финансирование другой утилизации вызывает, как минимум, недоумение. Согласно проекту бюджета, Центральная избирательная комиссия получит более 1,4 млрд. на «содержание аппарата ЦИК, администрирование и сопровождение информационных систем» и… «утилизацию специализированного оборудования АИС «Сайлау». Напомним, что в 2003 году на внедрение этой системы потратили свыше 4 млрд. тенге. Но на последних выборах – президентских и парламентских – систему было решено не использовать – из-за неоднозначной реакции на нее избирателей.

 

Но эти статьи бюджета у мажилисменов удивления не вызвали. Обсуждая проект бюджета на пленарном заседании, куда приходит правительство в полном составе, мажилисмены почему-то особо проблемные вопросы не детализировали, интересуясь преимущественно «общими ситуациями». Например, намерено ли правительство решать вопрос о помощи сельчанам, чьи посевы пострадали от засухи. Логичный ответ – намерено, с разъяснением уже несколько недель как публично озвученных цифр депутатов удовлетворил.

 

Неоднозначным способом правительство намерено решать вопросы финансирования программы «Балапан» - по обеспечению детей местами в организациях дошкольного образования. Депутаты обратили внимание на то, что количество объектов, одобренных к финансированию, явно недостаточно для того, чтобы к 2015 году 70% детей могли посещать детские сады. В ответ на это глава Минфина заверил, что недостающие средства будут заложены… в уточнениях в республиканский бюджет, с которыми правительство придет позднее.

 

Уже во время обсуждения проекта бюджета вновь возник вопрос об условно финансируемых расходах – зачем они нужны и для чего. Объяснять смысл идеи взялся сам премьер Серик Ахметов.

 

«Когда речь идет о кризисе, то нужно понимать, что основными каналами, через которые мировой кризис может воздействовать на нашу экономику – это цены на нашу экспортную продукцию. И цены на продукцию горно-рудной промышленности, если не считать нефтяную промышленность, то они значительно уменьшились. И если мы бюджет 2012 года считали по ненефтяному сектору, валовая добавленная стоимость - рост 31,1%, то фактически сейчас это складывается на уровне 15,9%. То есть доходы текущего года по горно-рудной отрасли значительно ниже, чем ожидалось. И есть сложности с исполнением бюджета. Эти проблемы, они будут продолжены, по все видимости, и в следующем году, поэтому исполнение доходной части бюджета, оно достаточно проблематично, и несет в себе риски. Поэтому в проекте бюджета предусмотрена норма, касающаяся условно-финансируемых расходов», - отметил премьер.

 

И в очередной раз очередной Ахметов дал депутатам уже привычное обещание – вплотную заняться вопросами эффективности использования бюджетных средств, причем еще при планировании, а не только после того, как они будут израсходованы.

 

«На мой взгляд, при планировании бюджетных средств мы должны уделять особое внимание на правильное и эффективное их распределение, - заявил он. - Основной целью и задачей является планирование. Если мы будем правильно планировать бюджет, такие вопросы отпадут. К примеру, если из отдаленных аулов люди переезжают, если в больницах не будут соблюдаться нормативы по заполнению, есть ли необходимость строительства больниц и школ в аулах, где малочисленное население»? – риторически вопросил он, и заверил, что «соответствующий документ» по вопросу усиления ответственности администраторов при планировании бюджета сейчас готовится в правительстве, и обязательно будет представлен и депутатам.