Максим Казначеев, политолог:

Я пока скептически оцениваю возможность создания валютного союза. Дело в том, что для этого нет экономических оснований. В первую очередь, нужно достичь определенной макроэкономической и финансовой стабильности. По моему глубокому убеждению, инфляционные процессы и девальвационные риски, которые наблюдались во всех странах ЕАЭС в 2014 году, пока не позволяют говорить о конкретных сроках создания валютного союза. Пока может идти речь только о подготовительных шагах. Например, о координации действий стран в рамках монетарной политики. По меньшей мере, необходимо для начала выровнять темпы инфляции и динамику валютных курсов трех стран. После этого можно будет говорить о каких-то серьезных предпосылках для создания валютного союза.

На мой взгляд, текущие вопросы находятся на уровне руководителей национальных банков. Пока еще рано подключать к этому процессу президентов.

Как я понимаю, есть определенное желание использовать возможности других стран-партнеров по экономическому союзу для преодоления ограничений в доступе к внешним рынкам капитала. Я не вижу пока смысла в создании валютного союза. Все эти вопросы можно было оговорить в рамках двусторонних контактов.

Вообще создание валютного союза -  один из важнейших шагов на пути к введению единой валюты Евразийского экономического союза. Если вспомнить историю введения евро, то этот процесс растянулся на 10-15 лет. Лидеры стран ЕАЭС называли 2025 год датой, когда можно будет вплотную подойти к вопросу создания единой валюты. В принципе, если этот процесс начнется сейчас, то где-то лет через 10 можно говорить о том, что национальные валюты трех стран будут заменены неким единым платежным средством.

Айдархан Кусаинов, финансовый аналитик, директор консалтинговой компании «Алмагест»:

На сегодняшний день экономики стран ЕАЭС не готовы к созданию валютного союза, поэтому обсуждается лишь перспектива его создания. Фразу Путина нужно воспринимать буквально. По моему мнению, он имел в виду, что в рамках ЕЭС вопросы валютных курсов стали очень чувствительны. Именно поэтому пришло время обсуждать какую-то гармонизацию валютных курсов. Может быть, создание валютного союза.

Я бы хотел подчеркнуть: не надо делать заключений о том, что с завтрашнего дня у нас будет рубль. Введение единой валюты технически невозможно в ближайшее время. Это большая работа, начиная от технического оснащения и заканчивая изменениями на законодательном уровне.

Я предполагаю, что на первом этапе возможно создание некой расчетной валюты между странами ЕАЭС. Так когда-то создавали единую расчетную единицу ЭКЮ в Евросоюзе. ЭКЮ не было валютой в привычном понимании этого слова. Это была некая единица для перерасчета. Существовала такая валюта, как переводной рубль Совета экономической взаимопомощи для экспортных и импортных операций.

Я вполне допускаю, что в течение года-двух появится некая виртуальная переводная единица для расчёта курса валют ЕАЭС по отношению друг к другу. Сейчас все считается по отношению к доллару: рубль, тенге. Что касается перспективы создания единой валюты – это очень большой вопрос. Я рекомендую не нагнетать.

 

Салтанат Джарасова, руководитель проектов, соучредитель ОФ «Международный центр экономической грамотности»:

Вопросы создания единого валютного пространства Евразийского экономического союза и введение единой наднациональной валюты обсуждались не первый год. Границы создания единого регулятора и единого финансового рынка были определены 2025 годом. Я думаю, что санкции в отношении России, ситуация на Украине, мировые кризисные явления ускорили вопрос создания единой валюты. Решения, которые были приняты на сегодняшней встрече лидеров ЕАЭС, подтверждают, что время играет не в пользу тенге.

Политическая и экономическая конъюнктура складывается так, что нужно принимать кардинальные решения на уровне президентов. Как было озвучено на встрече, торговые взаимоотношения между Россией и Казахстаном значительно снизились. Наблюдается падение объемов торговли на 20%. Это подтверждение того, что мировые кризисные явления сказались на экономике России.

Считаю - введение общей валюты, в конце концов, негативно отразится на экономике Казахстана. Документы, регулирующие денежно-валютные взаимоотношения, будут разрабатываться в максимально сжатые сроки, ведь мнения трех лидеров сошлись в том, что до конца года нужно разработать и принять  все необходимые документы. То есть можно ожидать того, что до конца года будут приняты международные соглашения по регулированию валютного рынка. Я не исключаю создания единой валюты уже в 2016 году.