В качестве ключевой цели развития финсектора, Нацбанк определил, как ни странно, его создание и повышение эффективности. В число основных приоритетов регулятора вошли снижение издержек на поддержание устойчивости финсистемы в случае различных шоков, повышение её эффективности в условиях интеграции в Единое экономическое пространство и вхождения во Всемирную Торговую Организацию, и совершенствование её инфраструктуры.
Кроме того Нацбанк планирует расширять линейку финансовых продуктов и увеличивать их прибыльность, а также продолжать снижать кредитные риски и увеличивать количество источников долгосрочного фондирования.
Что изменится в банковском секторе?
Пожалуй, одним из самых значимых изменений станет то, что Нацбанк будет и дальше консолидировать банковский сектор. Он намерен развивать группу средних банков, а количество участников рынка планирует сократить до 15-20 банков, куда войдут и казахстанские, и иностранные игроки. Но создание группы средних банков не приведет к унификации их бизнес-стратегий. Каждый банк будет формировать её исходя из своей специфики.
Важно отметить, что государство будет играть меньшую роль в функционировании банковского рынка. Госполитика в этом секторе будет распространяться только на Жилстройсбербанк и Банк Развития Казахстана. Впрочем, группе системообразующих банков будут предоставлены определенные мандаты по финансированию приоритетных отраслей экономики и выводу устойчивых эмитентов на фондовый рынок.
Для улучшения устойчивости банковской системы регулятор планирует внедрить международные стандарты Базель II и III, что позволит нивелировать различные экономические шоки. Эти стандарты включают в себя определенные требования по капиталу, ликвидности и использованию заемного капитала для увеличения прибыли (левереджа). Внедрение этих стандартов начнется с 2015 года и продлится до 2018 года.
Для улучшения структуры активов банков и снижения объема нерабочих займов ниже 10%, регулятор планирует совершенствовать нормативно-правовую базу, а также рассматривать введение механизма вычета и признания налоговых убытков при прощении безнадежных займов.
В части налогообложения будет рассмотрен вопрос возможности передачи активов в Организацию по управлению стрессовыми активами с дисконтом и усилением прав залоговых кредиторов. Также Нацбанк будет работать над созданием рынка неработающих активов.
Для оздоровления финансового состояния банков будет разработан механизм консервации и передачи активов и обязательств банка (преимущественно депозитов физлиц) другому банку, частично, либо же в полном объеме. Процедурами лишения банков лицензий теперь будет заниматься АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов».
Также Нацбанк собирается рассматривать вопросы дальнейшего увеличения сумм гарантирования вкладов физлиц. Регулятор планирует, что сумма гарантийного возмещения будет рассчитана так, чтобы по количеству счетов оно составляло не менее 90%, а по совокупной сумме депозитов не более 50 %. Кроме того, Нацбанк рассмотрит возможность распространения этой системы на текущие счета юридических лиц.
Помимо этого, Нацбанк планирует всерьез заняться цифровой автоматизацией банковских услуг, которыми можно будет пользоваться через единую электронную учетную запись. В том числе через взаимодействие с электронным правительством, регулятор планирует улучшить систему сбора и предоставления данных о заемщиках. Также ведомство сделает упор на развитие рынка безналичных платежей. В 2016 году Нацбанк планирует рассмотреть возможность совершенствования законодательства о платежах и платежных системах.
В качестве ресурсов роста Нацбанк предложит рынку изменения в регулировании, чтобы активизировать выпуск их облигаций на внутреннем рынке. Также из-за низкого уровня внешнего долга, Нацбанк предлагает банкам привлекать внешние займы, не переходя при этом планки внешней задолженности в 30%. Помимо этого, Нацбанк хочет создать эффективную систему рефинансирования. По его идее, этими операциями будут заниматься крупные и средние банки.
Несмотря на то, что регулятор будет стремиться к сохранению и наращиванию преимущественно отечественного капитала в банковской системе, страна планирует заняться серьезным развитием исламских финансов. Как и прежде, город Алматы планируется сделать исламским финансовым хабом в СНГ и Центральной Азии. Для этого Нацбанк будет решать проблемы исламского законодательства, дефицита кадров, повышения финграмотности и активнее взаимодействовать с международными исламскими финансовыми организациями.
Что изменится на рынке ценных бумаг?
Для повышения его устойчивости будет сформирована система поглощения шоков. Она предполагает введение маржевого взноса, системы лимитов на изменение цен, создание гарантийного фонда, который формируются участниками торгов и создание резервного фонда, который формируется за счет собственных средств фондовой биржи.
Для повышения эффективности рынка ценных бумаг будет разработана система первичных дилеров и института маркет-мейкеров, обновлена система управления государственным долгом, расширена инвесторская база. Для дальнейшего развития инфраструктуры рынка ценных бумаг и повышения качества предоставляемых услуг будет поэтапно создаваться институт инвестиционного банкинга.
Нацбанк планирует значительно либерализовать и упростить регулирование рынка ценных бумаг. По его задумке, дальнейшее регулирование должно ориентироваться на возможности самих инвесторов самостоятельно оценивать риски при принятии решений.
Фондовая биржа, по планам Нацбанка, станет более гибкой из-за вхождения Казахстана в ЕАЭС и ВТО. В частности, она будет развивать пользовательские сервисы, чтобы локальные и иностранные инвесторы могли осуществлять сделки через интернет. Также развитие получит система удаленного членства на казахстанской бирже и система отложенных платежей с частичным клирингом и системой управления рисками. Биржа также будет повышать доступность брокерских компаний к секторам фондового рынка, валютному рынку и производным финансовым инструментам. Ко всему прочему, биржа будет готовиться к вхождению в единое биржевое пространство стран ЕАЭС.
Одной из приоритетных задач также станет ограничение оттока эмитентов-резидентов из Республики Казахстан. Для уходящих с казахстанского рынка эмитентов, Нацбанк планирует ввести дополнительные налоговые санкции.
Для роста заинтересованности инвесторов Нацбанк собирается пересмотреть подходы к мониторингу эмитентов ценных бумаг, внедрить систему раннего реагирования уполномоченного органа на ухудшение показателей деятельности эмитентов, ужесточить ответственность руководителей эмитентов, допустивших дефолт по ранее выпущенным ценным бумагам или нарушивших условия их выпуска.
Регулятор также планирует расширить функционал брокерских компаний. Брокеры могут получить возможность кредитовать операции своих клиентов и использовать временно свободные средства клиентов в дилерской деятельности.
Среди прочих важных задач, Нацбанк отметил создание информационной системы внебиржевого рынка ценных бумаг, развитие местных рейтинговых агентств и развитие Регионального финансового центра города Алматы. В целом же, Нацбанк как и раньше продолжит развивать рынок ценных бумаг через программу «Народного IPO», разве что усилив мониторинг её выполнения и эффективности.
Что изменится на страховом рынке?
Для повышения устойчивости страхового сектора будут поэтапно вводиться требования Solvency II. Они предусматривают определенные количественные требования к размеру собственного капитала. Всего будет два требования: минимальные, при несоблюдении которых у страховой компании будет отозвана лицензия; и требования по платежеспособности, при несоблюдении которых будут применяться санкции и меры по финансовому оздоровлению организации.
Для роста доходности этого финансового сегмента будет повышена эффективность перестрахования. Отечественные страховщики получат возможность заключать договоры страхования рисков, стоимость которых превосходит их собственные средства.
Нацбанк также планирует преобразовать еще один инструмент увеличения доходности страховых компаний, создав для них новые условия инвестиционной деятельности. Помимо этого будут приняты меры по пресечению «безрискового» перестрахования, через который происходит вывод активов на зарубежные рынки.
Регулятор планирует создать систему обязательного страхования населения по нескольким видам: по страхованию работника от несчастных случаев; по страхованию недвижимости физических лиц от чрезвычайных ситуаций; а также планируется изучить целесообразность внедрения обязательного медицинского страхования. Впрочем, Нацбанк отметил, что все эти виды страхования предполагают высокие административные издержки, из-за чего будет рассмотрен вопрос по снижению доли продаж страховых продуктов.
К 2030 году Нацбанк ожидает повышения активности иностранных страховых посредников на казахстанском рынке. Преимущественно их будет интересовать нефтегазовый и горнодобывающий сегменты. Стремительного роста интереса к секторам страхования МСБ и физлиц не произойдет из-за незначительного объема и административных издержек.
Ожидания Нацбанка
К концу реализации этой концепции Нацбанк ожидает достичь значительных результатов в банковской сфере. Активы банков к 2030 году должны составить не менее 80 % от несырьевого ВВП, а ссудный портфель — не менее 60 % от несырьевого ВВП. Доля исламских банков к тому времени составит 3-5 % от объема активов банковской системы Казахстанаю.
Говоря о рынке ценных бумаг, Нацбанк прогнозирует увеличение капитализации рынка акций к ВВП вдвое, при условии реализации Программы «Народное IPO» и проведения новых IPO корпоративными эмитентами. А РФЦА должен будет войти в группу десяти ведущих финансовых центров Азии.
По страховому рынку ожидания регулятора выглядят несколько скромнее. Нацбанк прогнозирует, что к 2030 году объем страховых премий по рынку увеличится в 2-2,5 раза.