В июне 2024 года в легендарном нью-йоркском театре La MaMa состоялись первые Спектакулярные Эксперименты арт-группы ORTA в рамках Планетарной Программы по созданию Великого Атомического Бомбоотражателя – большого международного научно-фантастического проекта, в котором Теория Новой Гениальности, разрабатываемая ORTA, применяется к ужасающему наследию атомных испытаний в Казахстане. Сегодня это наследие забывается и всячески преуменьшается в надежде, что скоро исчезнет совсем. И эта чудовищная коллективная травма народа и земли вытесняется в надежде, что для большинства людей она станет чем-то отдаленным и прошлым, тем, что произошло “там, в Семипалатинске, в Советские времена”.

Но не исчезнет и не станет – не отрефлексированная, не проговоренная, не извлеченная – она непрестанно отравляет жизни людей, пострадавших от испытаний напрямую, отравляет землю, воду, растения и животных вблизи взрывов, отравляет всю нацию – невидимо, как радиация, порождает зло и насилие, копится, как критическая масса. Великий Атомический Бомбоотражатель призван обратиться к этому наследию и травме, извлечь их и использовать для преображения мира. В представленном тексте я описал предпосылки проекта и причины, по которым он возможен, его механизм и прогресс на сегодняшнюю дату – к 75-летию первого ядерного взрыва в Казахстане.

Глава 1. Атомическая Бесчеловечность

1. 29 августа 2024 года исполнилось 75 лет со дня первого ядерного взрыва на Семипалатинском полигоне – одном из трех ядерных полигонов Казахстана, на которых за следующие 40 лет было проведено около 500 испытаний и взорвано больше 630 ядерных и термоядерных бомб.

2. Я написал “три” полигона – имея в виду Семипалатинск, Азгир и Сары-Шаган. На самом деле атомные взрывы проводились на, под и над территорией практически всего Казахстана: Атырау, Караганда, Костанай, Актобе, Мангистау, Туркестан, Орал. Всего – помимо 468 испытаний на Семипалатинском полигоне – целых 13 точек на карте, где было произведено по одному или нескольким ядерным взрывам.

3. Весь Казахстан был одним большим полигоном для ядерных испытаний.

4. Еще раз: 630 ядерных бомб было взорвано на территории одной страны. Это значит, что каждые три недели в Казахстане взрывали по одной ядерной бомбе. По одному ядерному взрыву каждые три недели на протяжении 40 лет.

5. За всю историю во всем мире взорвали около 2400 атомных устройств. И целых 25 процентов всех этих взрывов были сделаны в Казахстане.

6. В его “почти необитаемых”, согласно официальной Советской формулировке, степях.

7. Еще раз: государственная логика проведения ядерных испытаний в Казахстане была такая: “почти никто не пострадает”. Не от стихий, не от катастроф, не от нападения другой страны. От испытаний оружия. От опытов по эффективному убийству.

8. Убийство животных и растений, загрязнение воды, земли, воздуха даже не рассматривались как неизбежное зло. Наоборот – на них научно проверялись эффекты убийственной радиации.

9. А “почти никто” – это только официально полтора миллиона пострадавших от одного Семипалатинского полигона. Реально их может быть и больше двух миллионов. Никто не знает точную цифру.

10. У моей знакомой родом из Западного Казахстана в 1991 году от пневмонии в совсем юном возрасте умер родной брат. Врачи областной больницы сказали тогда, что это не было особенным случаем – что в их области это нормально. Их отца это насторожило и, благодаря упорству и связям, он в Москве смог найти информацию о том, что причиной такой смертности от заболеваний дыхательных путей в той области была именно радиация. Такие случаи не учитываются, когда считают число пострадавших от ядерных испытаний в Казахстане. 

11. Просто в Казахстане “высокий уровень онкологических заболеваний”. Просто “плохая экология”.

12. Миллионы человек стали подопытными, на которых систематически, на протяжении трех поколений проверялись эффекты ядерного оружия.

13. Что значит, что три поколения людей подвергались облучению? Это значит, что люди облучались взрывами (помните – по одному ядерному взрыву каждые три недели), пили загрязненную воду, пасли скот и выращивали овощи на зараженной земле. У них рождались дети, которые наследовали заболевания от родителей и при этом точно так же подвергались радиации (по одному ядерному взрыву каждые три недели), жили на этой же земле и так же рожали детей, которые наследовали два поколения заболеваний и так же подвергались радиации (по одному ядерному взрыву каждые три недели).

14. Если Моисей 40 лет водил народ по пустыне, чтобы родилось и выросло поколение по-настоящему свободных людей, то Советское государство 40 лет проводило испытания в степях Казахстана, чтобы выросло поколение по-настоящему подопытных облученных людей.

15. Мы были подопытной страной.

16. И мы забыли об этом.

17. Я спрашиваю у современных молодых людей, что они знают о ядерных испытаниях в Казахстане – небольшая часть знает, что был Семипалатинский полигон, большая часть совсем ничего не знает даже о Семипалатинске. И практически никто не знает реальных масштабов этой бесчеловечности.

18. Атомическая Бесчеловечность – так я называю то, что приключилось с Казахстаном.

19. Этой Атомической Бесчеловечности, а точнее – лишь каким-то отдельным ее частям – в Казахстане посвящены следующие памятники и мемориалы:

1) Монумент “Сильнее смерти” – посвящен “жертвам испытаний на Семипалатинском полигоне с 1949 по 1963 годы”, расположен в Семипалатинске;

2) Мемориал “Семей-Чернобыль” – “памяти жертв Семипалатинского испытательного ядерного полигона и участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции”, расположен в Талдыкоргане;

3) Памятник “жертвам аварии на Чернобыльской АЭС и тем полутора миллионам казахстанцев, что пострадали в результате ядерных испытаний”, расположен в Петропавловске;

4) “Мемориальный комплекс жертвам ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане, и ликвидаторам последствий аварий на Чернобыльской АЭС” – в с. Таскала;

5) “Памятник ветеранам-актюбинцам, которые участвовали в испытаниях на Семипалатинском полигоне” – в Актобе;

6) И один памятник вне Казахстана – в Бельгийском городе Ипр: памятник жертвам ядерных испытаний.

20. Получается, что существует всего один памятник, посвященный непосредственно, только и всем жертвам ядерных испытаний в Казахстане – это гранитная композиция шириной 2 метра и высотой 2 метра. И этот памятник находится не в Казахстане.

21. В Казахстане нет ни одного памятника, посвященного всем жертвам ядерных испытаний!

Этап “Скорбь” во время Нью-Йоркских Спектакулярных Экспериментов. Фото Ливия Са

Глава 2. Спектакулярная энергия памяти

22. Сто лет назад, в 1920 году в Санкт-Петербурге (тогда это была столица Российской империи и она называлась Петроград) состоялось грандиозное и значительное событие – возможно, самое значительное в новейшей истории всего человечества. Большевики решили отпраздновать трехлетие Октябрьской революции и сделать массовое зрелище для народа – инсценировку центрального события революции – штурма Зимнего дворца, в результате которого в октябре 1917 года они и захватили власть. За постановку отвечал театральный режиссер-новатор Николай Евреинов, который руководил командой из десятков режиссеров, художников, оформителей, военных. Был разработан подробный сценарий, привлечены настоящие танки, мощнейшие военные прожектора и другая техника, включая тот самый крейсер “Аврора”. Актерами были не то 8, не то 10 тысяч человек, на которых были пошиты костюмы и с которыми проводились тщательные репетиции – днями и ночами – прямо там, где эта постановка потом и состоялась: на Дворцовой площади перед Зимним дворцом и в самом Зимнем дворце. Для управления таким огромным спектаклем и его подготовкой был организован специальный штаб, приказы из которого отдавались командирам подразделений постановки через телефон и печатные издания-летучки. Для лучшего обзора для зрителей даже было предложено снести некоторые окружающие дома.

23. Взятие Зимнего, которое произошло в реальности в октябре 1917 года, было довольно вялым, сумбурным и невзрачным входом нескольких сотен солдат во дворец, где никто не оказывал им никакого сопротивления, а временное правительство просто молча подписало передачу власти большевикам.

24. Спектакль “Взятие Зимнего”, поставленный Евреиновым в 1920 году, был грандиознейшим по масштабу и накалу страстей зрелищем, зрителями которого стали больше 100 тысяч человек. Люди видели, как прямо перед ними, на настоящей Дворцовой площади высоко организованная армия из 10 тысяч человек в специальной форме и с настоящей военной техникой, под залп орудий “Авроры” “совершала Великую революцию” – с силой, с лозунгами, с криками воодушевления. Люди – участники и зрители – вроде бы всего лишь вспоминали и изображали то, что произошло на реальной революции три года назад. Но устройство спектакля позволило “изображать” и “вспоминать” все настолько гиперболизированно, что все испытали энергию и огонь солидарного духоподъемного действия невиданной силы: люди испытали революцию. Настоящая революция – в умах и сердцах людей – совершилась сейчас, на театрализованной реконструкции невзрачного события, произошедшего за три года до этого.

25. Спектакулярная, театрализованная постановка революции стала сильнее реальной революции. Более того, она и стала той самой революцией, которая показала мощь народного восстания, силу пролетариата, лидерство большевиков. Она стала оружием – выброс такой мощности позволил внушить как противникам большевиков, так и всему миру – что они способны вызывать и управлять коллективной силой страсти такой магнитуды. Благодаря силе спектакулярной революции большевики окончательно победили в гражданской войне внутри империи.

26. Кинохроника же спектакулярной революции 1920 года легко вошла в мировую память как хроника реальной революции. По этой кинохронике потом реконструировали все сцены Октябрьской революции в мировом кино, как, например, в знаменитом фильме “Октябрь”, снятом Сергеем Эйзенштейном в 1927 году.

27. Весь мир был поражен силой и масштабом большевистской революции. Был создан Советский Союз. Сила театра изменила историю человечества.

28. Сила спектакля, построенного на энергии памяти.

Глава 3. Спектакулярные Эксперименты, Теория Новой Гениальности и Теория Универсальной Композиции

29. В 2021 году наша арт-группа ORTA создала первый прототип Атомического Бомбоотражателя – дзен-феерию “Первый Атомический Бомбоотражатель” для фестиваля NONAME в Центре им. Мейерхольда в Москве. Здесь уже были опробованы элементы того, что потом стало Спектакулярными Экспериментами: коллективная агитация и эманация генионов, преобразование энергии из разрушительной в созидательную, сбор данных. В 2022 году мы в качестве кураторов и участников создали первый в истории официальный национальный павильон Казахстана на Венецианской биеннале, но машины с инсталляцией из-за войны в Украине не успели приехать к открытию биеннале. Тогда, в ответ на непреодолимость обстоятельств мира нами уже сознательно были разработаны Спектакулярные Эксперименты – особые перформативные события, на которых мы вместе со зрителями активировали их генионы и изучали эту активацию, собирая данные для будущего Центра Новой Гениальности. Мы проводили Спектакулярные Эксперименты два раза в день на протяжении всей недели открытия биеннале, и они показали себя как эффективная форма коллективной практики гениальности и сбора данных.

30. Согласно Теории Новой Гениальности, существует так называемое “видимое”, т.е. физически регистрируемое или “третье измерение”, и некое “измерение” более высокого порядка. Оно называется Универсальная Композиция, и его можно рассматривать как некий источник, в котором и происходят все события и пребывают все сущности, а то, что мы “видим” или можем физически зарегистрировать – это лишь проекции этих событий и сущностей на третье измерение. О чем идет речь, можно понять, прочитав знаменитый роман Эдвина Э. Эббота “Флатландия” (или посмотрев многочисленные видео об этом ученого-популяризатора Карла Сагана). В романе остроумно описано, как в вымышленном двумерном мире “Флатландии” объекты из трехмерного мира видятся в виде плоских фигур: шар видится кругом, куб – квадратом и т.д. Точно так же можно предположить, что существует измерение более высокого порядка, чем третье, объекты из которого видятся нам в виде “трехмерных фигур” – вещей, людей, событий. И квантовая физика, различные религиозные системы, чудесные совпадения, всякого рода суеверия, шаманские и “колдовские” практики говорят о том, что некое другое измерение должно существовать – в нем информация передается быстрее скорости света и существуют некие связи между казалось бы не связанными явлениями и объектами. Также можно представить, что где-то в этом же измерении пребывают мысли, идеи, память – где-то ведь должна быть среда в которой они существуют? Да, пока мы не можем физически зарегистрировать Универсальную Композицию, но ведь когда-то люди не могли физически зарегистрировать и космос – они догадались о его существовании задолго до первого космического полета. Сергей Калмыков (1891-1967) умел воздействовать на наше измерение, что подтверждается простым фактом: он писал, что практикует гениальность и поэтому останется в веках, при этом он жил и умер в безвестности и одиночестве, а через 55 лет после его смерти, ему был посвящен павильон Казахстана на Венецианской биеннале и о нем узнал весь мир. То есть, можно сказать, что практика гениальности Калмыкова позволяла ему воздействовать на реальность не напрямую – у него при жизни не было выставок и публикаций – а как-то “по-другому”, и предположить, что практиковать гениальность – значит воздействовать не на видимый мир, а на источник видимого мира – Универсальную Композицию

31. Таким образом, согласно Теории Новой Гениальности, гениальность – это не оценка чьих-то исключительных способностей, а доступная всем практика по воздействию на источники видимых событий и вещей, то есть, на Универсальную Композицию. Гений – тот, кто практикует гениальность, то есть, тот, кто работает непосредственно с Универсальной Композицией. Как работать с Универсальной Композицией – это и есть предмет Теории Новой Гениальности, которая вырабатывает и развивает принципы, законы, инструменты, свойства этой работы. Их еще предстоит открывать и открывать, мы в самом начале пути, но некоторые уже открыты. Главный постулат Теории Новой Гениальности – каждый может практиковать гениальность, то есть, быть гением.

Рустем Бегенов рассказывает о Великом Атомическом Бомбоотражателе перед началом Нью-Йоркских Спектакулярных Экспериментов. Фото Ливия Са

Глава 4. Великий Атомический Бомбоотражатель

32. В 1930х годах Сергей Калмыков придумал устройства, которые должны преобразовать разрушительную энергию атома в созидательную энергию. Эти устройства он назвал Атомическими Бомбоотражателями. Они работают не в физическом измерении, а в Универсальной Композиции. Как я писал выше, в июне 2021 года мы сделали первый прототип АБО в Москве и произвели 5 успешных запусков при участии примерно 500 человек. Когда же в прошлом году я вдруг наткнулся на факт того, что молодые люди почти ничего не знают о ядерных испытаниях в Казахстане, идея применить Теорию Новой Гениальности к этой теме появилась сама собой.

33. Так появился проект создания Великого Атомического Бомбоотражателя.

34. Это изобретение должно стать величайшим в истории человечества – ведь оно должно положить конец такому явлению, как война, и всему, что связано с ней: гонка вооружений, создание и испытания оружия. Это возможно только, если оно будет работать с источником войны в Универсальной Композиции.

35. Гипотетически, Великий Атомический Бомбоотражатель – это сложное устройство, состоящее из технологической части – научных расчетов, инженерных изобретений и приборов, и из перформативной части – ритуала, использующего инструменты театра и спектакулярную энергию коллективной памяти в качестве топлива.

36. В ноябре 2023 года мы инициировали Планетарную Программу Великого Атомического Бомбоотражателя – чтобы вести распределенную работу по его разработке в специальных Планетарных Центрах. На сегодняшний день существуют и активно ведут исследования и разработки следующие Центры: Алматинский, возглавляемый архитекторкой Алиной Алимжановой и мультидисциплинарным дизайнером Жанной И; Бишкекский, под руководством художника и ученого Марата Раимкулова; Лондонский, представленный архитекторкой Жанией Алимжановой; Нью-Йоркский, возглавляемый креативным продюсером Билли Кларком и базирующийся на международном сообществе искусства и технологий CultureHub.

37. В течение следующих двух лет планируется проводить работы как в этих, так и в новых Центрах по всему миру, чтобы в результате вовлечения большого числа выдающихся умов осуществить исследования, испытания, Спектакулярные Эксперименты, симпозиумы и семинары по разработке Великого Атомического Бомбоотражателя и подготовке к его запуску.

38. Запуск Великого Атомического Бомбоотражателя должен состоятся здесь, на земле Казахстана, земле, подвергшейся четверти всех атомных взрывов в истории, земле, несущей в себе колоссальную энергию Атомной Бесчеловечности – этой коллективной травмы невиданных масштабов. Эта энергия должна быть извлечена – иначе она, как любая вытесненная травма, отравляет народ, разрушает его душу, возбуждает насилие во всех формах. И ее необходимо трансформировать, чтобы она не привела к новым войнам, террору, убийствам. Она должна стать топливом для расцвета человечности.

39. Запуск Великого Атомического Бомбоотражателя положит начало цепной реакции трансформации всей энергии войны в гениальные силы преображения мира.

Глава 5. Первые испытания Великого Атомического Бомбоотражателя: Нью-Йоркские Спектакулярные Эксперименты

40. 20, 21 и 22 июня 2024 года в одном из сценических пространств легендарного театра La MaMa Experimental Theatre Club, расположенного в сердце Манхэттена в Нью-Йорке, состоялись первые испытания в рамках Планетарной Программы Великого Атомического Бомбоотражателя. Эти испытания прошли в форме Спектакулярных Экспериментов, которые были разработаны и проведены нашей группой ORTA совместно с командой международного сообщества искусства и технологий CultureHub и его руководителем Билли Кларком. В разработке Экспериментов также приняли участие Алматинский и Лондонский Планетарные Центры. Финансовую и административную поддержку Экспериментов оказал Гете-Институт Казахстан и лично его директор Фридерике ван Степхаудт, огромную административную поддержку также оказал театр La MaMa и лично его художественный руководитель Мия Ю, а неоценимую информационную поддержку Экспериментов оказала платформа e-flux и лично ее основатель Антон Видокле и издание East.East и лично его главный редактор Фуркат Палван-Заде. Благодаря такой мощной команде и партнерам нам удалось успешно провести три Эксперимента, на которых в присутствии 90 человек был протестирован первый прототип будущей ритуальной части Бомбоотражателя.

41. Ритуал – это древнейший и сильнейший инструмент управления гениальными силами человека и воздействия на Универсальную Композицию. Поэтому он является главнейшим элементом Великого Атомического Бомбоотражателя.

42. Протестированный прототип ритуальной части состоял из 7 этапов:

1) Настройка сознания на Эксперимент;
2) Появление “атомического устройства” под песню “Дударай”;
3) Скорбь под песню “Балкадиша”;
4) Причастие казахскими музыкальными инструментами;
5) Трансформация энергии – активация генионов;
6) Эманация генионов;
7) Время с собственным гением.

43. Важнейшей частью Экспериментов были голоса: голос гида-перформера Александры Морозовой, раскрывавшей трехмерное время и пространство особым чтением текстов Калмыкова и исполнением казахских песен, и голоса всех участников, произносивших свои имена и певших коллективную песню восхваления гения каждого в самом сложном этапе Эксперимента – в трансформации энергии из скорбной в гениальную.

44. По сценографии, предложенной художником Александром Бакановым, все сценическое пространство было заполнено шарами из фольги с глубиной 1 метр, и зрители-участники в специальных костюмах, а также в зрительных фильтрах, разработанных художницей Сабиной Куангалиевой, сидели полностью закопанные в шары. За неделю производства в Нью-Йорке нам удалось всеми казахстанскими, американскими и международными силами проекта (включая Мию Ю, ее дочку, сестру, племянницу и их школьными друзьями, режиссера Андрея Сильвестрова с супругой, танц-художницу и профессора хореографии Мору Донохью, профессора по истории театра из Колумбийского университета Арнольда П. Аронсона, а также Мэтти Барбер-Бокелман и Блэр Джонсон) сделать 25,000 шаров диаметром 15-20 см. Шарам было присвоено название “гениониты”, и они являются элементом хранения энергии генионов. Кроме того, все стены зала были полностью закрыты фольгой от пола и до потолка, совместно с архитекторкой Алиной Алимжановой нами были разработаны и осуществлены световые партитуры, управление звуковыми потоками осуществлял сотрудник CultureHub Cангмин Чае, а запуск Атомной Строки осуществил Билли Кларк. Видео-регистрацию испытаний проводила сотрудница CultureHub ДеАндра Энтони. Фоторегистрацию совершила фотограф и художница из Бразилии Ливия Са. Таким образом создалось необходимое по своим свойствам пространство для Спектакулярных Экспериментов.

45. Театр La MaMa Experimental Theatre Club – это мощнейший источник театральной энергии. С момента его открытия в 1961 году в нем непрерывно идет глубочайшая работа по развитию театра, здесь работали самые выдающиеся режиссеры, артисты, художники, композиторы нашего времени: Ежи Гротовски, Тадеуш Кантор, Боб Уилсон, Филипп Гласс, Кацуо Оно, Патти Смит, Бетти Мидлер, Вупи Голдберг, Харви Кейтел, Роберт Де Ниро, Блу Ман Групп и многие другие. La MaMa и его основательница Эллен Стюарт, руководившая им до самой смерти в 2011, сделали очень многое для развития мирового театрального авангарда: 60 лет театр ставит самые смелые постановки американских творцов за рубежом и привозит на Манхэттен самые яркие проекты со всего мира, в 80е и 90е годы театр был мощнейшим двигателем планетарного фестивального движения. Поэтому так важно, что первые Спектакулярные Эксперименты для проекта Великого Атомического Бомбоотражателя состоялись именно в театре La MaMa – это позволило задействовать его богатейшую энергию театрального поиска и получить первичные данные о способах использования этой энергии в Бомбоотражателе.

46. Спектакулярные Эксперименты стали по сути первым в истории представлением казахстанского драматического театра в Америке, и ни в Нью-Йорке, ни тем более в его самом сердце театрального авангарда ни один драматический театр из Казахстана до нас не выступал.

47. В данный момент нами и Нью-Йоркским Центром производится обработка полученных в ходе Экспериментов данных. Результаты будут опубликованы и войдут в дальнейшую разработку Великого Атомического Бомбоотражателя.

Гид-Перформер Александра Морозова исполняет песню “Дударай” во время второго этапа Нью-Йоркских Спектакулярных Экспериментов. Фото Ливия Са

Глава 7. Следующие этапы Великого Атомического Бомбоотражателя

48. Великий Атомический Бомбоотражатель – это большая игра, в которую мы зовем играть всех. Как когда-то была создана нечеловеческая атомная бомба, так сейчас мы создаем Атомический Бомбоотражатель. Если у большевиков получилось сделать спектакль революции, который оказался сильнее реального захвата власти – почему мы не можем создать спектакль преображения мира, который сильнее бомбы, спектакль-гений, который сильнее войны? Разве мы не живем сегодня в мире, во многом определенном и наполненном изобретениями конца 19 и начала 20 века авторов научной фантастики, которые не были учеными или инженерами, а были фантазерами? Разве нельзя набрать критическую массу устремленных, требовательных фантазеров, способных изобрести гениальное устройство, воздействующее на самый источник войны, использующее в качестве топлива Атомическую Бесчеловечность и способное запустить планетарную цепную реакцию распада войны?

49. И в этом состоит задача проекта Великого Атомического Бомбоотражателя.

50. “На свете, – а равно и в темноте, – нет ничего неосуществимого. Все возможно. Все осуществимо в нашем мире. Стоит лишь чего-нибудь только захотеть!” – Сергей Калмыков.