Именно эта норма законопроекта вызвала наибольшие дискуссии еще при обсуждении законопроекта в первом чтении. Депутаты - члены фракции "Ак жол" высказывали опасения, что дополнительная нагрузка в виде этих отчислений заставит владельцев предприятий снизить размеры показываемого дохода. И предложили отнести эти отчисления на налоговые вычеты, дабы не увеличивать нагрузку на бизнес. Однако эту точку зрения разделили далеко не все, и ко второму чтению позиция не только правительства, но и парламентского большинства сформировалась окончательно - отчисления должны быть.
"Нужно отметить, что сегодня у нас расходы работодателей на социальные обеспечение по сравнению с другими странами, невысокие. Социальные отчисления в государственный фонд социального страхования в размере 5% отнесены на вычеты из социального налога. Обязательные профессиональные пенсионные взносы отнесены на вычеты при уплате корпоративного подоходного налога, - напомнила коллегам депутат Светлана Ферхо, оглашая решение рабочей группы мажилиса по законопроекту. - Министерством финансов проведены все многовариантные прогнозные расчеты. Расчеты показали, что непринятие этой нормы может привести к недостаточности сумм пенсионных выплат для будущих пенсионеров, а при отнесении на вычет по обязательным профессиональным пенсионным взносам работодателей - к недопоступлению в государственный бюджет только в 2018 году около 64 млрд тенге. Недостаточность сумм пенсий приведет в будущем к увеличению госгарантий в части накопительной пенсионной системы и других видов социальных выплат из госбюджета, особенно для малообеспеченных граждан. В целом, целевая направленность средств работодателей на пенсионное обеспечение должна способствовать стимулированию граждан на участие в пенсионной системе".
Как сообщалось ранее, на втором этапе модернизации пенсионной системы предусматривается: с 1 июля 2017 года – изменение порядка назначений базовой пенсии, с 1 января 2018 года – введение дополнительных 5% пенсионных взносов за счет средств работодателей, с 1 января 2016 года – реформирование пенсионного обеспечения сотрудников силовых структур.
Так, базовая пенсия будет назначаться в зависимости от стажа участия в пенсионной системе и только при достижении общеустановленного пенсионного возраста. Ее размер при стаже участия в пенсионной системе 10 и не менее лет, либо его отсутствие будет равняться 50% от величины прожиточного минимума за каждый год, сверх 10 лет – увеличиваться на 2% и при стаже 35 лет и более – она будет равна величине прожиточного минимума.
С 1 января 2018 года предусматривается введение нового условного накопительного компонента пенсионной системы за счет установления дополнительных 5% обязательных пенсионных взносов работодателя. Эти взносы будут фиксироваться на условном пенсионном счете каждого работника, право на пенсионные выплаты за счет обязательных пенсионных взносов работодателей (ОПВР) будут иметь лица, достигшие пенсионного возраста. При этом предлагается законодательно установить минимальный стаж участия – 5 лет, а также максимальный размер пенсии двух прожиточных минимумов. Пенсионные выплаты за счет ОПВР будут выплачиваться пожизненно, размеры пенсии ежегодно будут индексироваться в зависимости от экономических возможностей пенсионного накопительного фонда. Данный вид накоплений не будет наследоваться.
Также законопроектом предусмотрено реформирование пенсионного обеспечения сотрудников силовых структур. В настоящее время их пенсионное обеспечение осуществляется из трех источников, но с 1 января 2016 года они будут переведены на полное государственное пенсионное обеспечение.
Законопроект передан на рассмотрение в сенат.