«В некоторых исследованиях слишком сильно акцентируется на отдельных аспектах этой проблемы - например, на численности выехавших граждан, что мешает составлению общей картины данной проблемы. Причины, по которым выезжают из стран центральноазиатского региона, различаются. Нужен отдельный анализ по каждой стране.... Но по Казахстану - очевидно, что поток остановился, основное ядро, костяк уже выехал», - отметил Карин.
При этом, Карин не исключил возможности усиления пропаганды ИГИЛ в Центральной Азии в будущем, но отметил, что пока регион не является приоритетным для Аль-Каиды и ИГИЛ.
«Регион рассматривается скорее, как рекрутинговое поле - как источник пополнения новыми боевиками. И в регионе не была замечена какая-либо серьезная активность ни одной из этих радикальных групп. Все упоминавшиеся инциденты, например, побег заключенных из тюрьмы в Бишкеке в Кыргызстане летом 2015 года, которых спецслужбы обвинили в связях с ИГИЛ, приписывались им экспертами, СМИ или правоохранительными органами. Но ответственность за эти инциденты Аль-Каидой и ИГИЛ не была заявлена. Хотя, в будущем - страны Центральной Азии конечно же могут столкнуться с еще более сильной и целенаправленной пропагандой со стороны этих организаций», - сказал глава КИСИ.
Карин также заявил, что нельзя допустить принижения или преувеличения террористической угрозы от ИГИЛ:
«В некоторых странах региона мы видим, как тема угрозы от ИГИЛ/ДАИШ подхватывается намеренно для формирования новой политической повестки или придания региону какого-то нового значения в международных процессах. Как следствие - преувеличенные представления о масштабах угрозы в подобных дискуссиях по вопросам безопасности, к сожалению, способствуют появлению новых мифов. Такую тенденцию можно проследить в дискуссиях касательно угрозы ИГИЛ/ДАИШ в Афганистане. Различные разговоры об ИГИЛ усиливают ощущение резкого ухудшения ситуации в Афганистане. Вместе с этим надо признать, что масштабы институционального присутствия ИГИЛ/ДАИШ в Афганистане хоть и вызывает споры, но как информационно-политический фактор он все же состоялся. Чего нельзя допускать в Центральной Азии», - заявил Карин.
Фото gazeta.ru
При этом он отметил, что при наличии международных проблем угрозы терроризма, не существует механизма экспертного взаимодействия для их решения. Он предложил создать международную сеть экспертов на базе КИСИ.
«Это предполагает за собой экспертные встречи раз в год, специальные информационные бюллетени и создание сети по обмену материалами. В эти дни мы с некоторыми коллегами обсудили практические стороны этой идеи», - резюмировал он.