Ерлан Карин, политолог: «Сокращать в университетах социально-гуманитарные дисциплины - большая ошибка»

С нынешнего года министерство образования и науки сокращает количество грантов на специальность «политология». Кроме того социально-гуманитарные дисциплины переводят из обязательных предметов в разряд предметов по выбору, а историю Казахстана студенты будут изучать новейшую - с 1991 года. Чем это грозит отраслевой науке, как может деформироваться экспертный навык оценки политической ситуации и почему нельзя отвечать на новые вызовы - религиозный экстремизм и терроризм - увлечением числа религиоведов, рассуждает политолог Ерлан Карин.

Ерлан, недавно на одном из совещании вы посетовали на тревожную ситуацию, складывающуюся вокруг социально-гуманитарных наук в университетах. У нас их отменяют или запрещают?

Нет, их не запрещают. Просто многие социально-гуманитарные дисциплины переводят из обязательных предметов в предметы по выбору. То есть, если раньше на первом и вторых курсах независимо от специальностей, студенты вузов обязательно проходили политологию, социологию, историю Казахстана и другие предметы, то теперь вузы вправе сами решать их статус. В итоге, во многих регионах уже закрываются или объединяются кафедры политологии, социологии и других наук, что приводит к сокращению часов и преподавателей. И все это происходит сейчас, когда казалось бы, наоборот нужно расширять гуманитарное образование.

В некоторых странах тоже сокращают гуманитарные науки в университетах, в Японии, например.

Да, в прошлом году была новость, что в Японии якобы распорядились закрыть гуманитарные факультеты. Но, эта другая ситуация, другая проблема. Данная мера обсуждалась с точки зрения обеспечения баланса в численности новых специалистов, исходя из нужд японской экономики. И сравнивать наши страны тоже не совсем правильно, учитывая уровень политической культуры, сформировавшиеся ценности в японском обществе. К тому же, многие японские университеты в итоге просто отказались от этой затеи.

Мы же провозгласили новый этап в строительстве казахстанской государственности, говорим о формировании новой идентичности, и на фоне таких задач, вдруг сворачиваем подготовку специалистов по общественным наукам.

Мне кажется, это как минимум не совсем логично.

Но почему не слышно дискуссии по этому вопросу? Что думают сами политологи, социологи?

Мы, от имени Ассоциации политических наук несколько раз обращались в отраслевое министерство, четкого объяснения так и не получили. По другим не знаю. К сожалению, многие объединения и союзы промолчали, хотя именно в этом вопросе они должны были показать себя, для чего тогда они создавались?! Ведь, помимо изменения статуса гуманитарных дисциплин, есть еще одна, более серьезная проблема. Это сокращение грантов на подготовку, к примеру, политологов. В этом году по политологии на бакалавриат в целом по республике выделено всего 20 грантов - из них 15 на казахском, 5 на русском, а на магистратуру и того меньше - 13. И на этом фоне наоборот увеличили гранты на подготовку по специальности «религиоведение» и «исламоведение». Я понимаю, что это сделано в ответ на новые вызовы в лице угроз религиозного экстремизма. Но нельзя отвечать на террористические риски увеличением количества религиоведов.

Почему?

Потому что нельзя связывать проблему радикализации только с ситуацией в религиозной сфере. Как и в других явлениях, здесь влияет сразу несколько факторов. Это очевидно. Тем более, вызывает сомнение, что эти специальности «религиоведение» и «исламоведение» могут развиваться без политической науки. В конечном счете, в подготовке специалистов религиоведов также должны участвовать и профессиональные политологи. Также не может идти полноценное обучение и современной истории Казахстана без политологов.

Я об этом говорю, потому что теперь в вузах история Казахстана преподается современного периода, то есть с 1991 года. А зачем тогда мы отмечали в прошлом году 550-летие Казахского ханства тоже непонятно.

Поэтому мы и ставим вопрос, если не увеличения грантов на подготовку политологов и социологов, то хотя бы сохранения прежней ситуации. Мои коллеги-политологи из университетов опасаются, что в результате таких нововведений молодежь не получит навыков адекватной оценки политических событий и решений в стране, не сможет разбираться в сути сегодняшних общественных и политических процессов, и в итоге будут легко подвержены любым манипуляциям. Они наоборот предлагают обеспечить дальнейшую интеграцию кафедр политологии с научно-исследовательскими институтами, и по совместной программе готовить магистров и докторов PHD со специализацией по Центральной Азии, России, Китаю, США, арабо-мусульманскому миру и др. Поэтому, думаю, надо пересматривать подходы.

Фото Чингиза Сайханова

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики