Вызвавшие неодзначную оценку в обществе нормы документа, у сенаторов опасений не вызвали. Выступая с содокладом на пленарном заседании депутат Владимир Редкокашин подчеркнул, что закон направлен на сокращение безработицы в стране, усовершенствование регулирования рынка труда.
Впрочем, депутаты внесли в документ свои корректировки. По словам Редкокашина, поправки касаются улучшения редакции статей и исключение внутренних противоречий, носят редакционный и уточняющий характер. Принципиально же предложений, меняющих саму суть документа, у сенаторов не нашлось.
Как сообщалось ранее, данным законом внедряются новые подходы к вопросам занятости.
С учетом международного опыта законом предлагается выстроить новую систему установления статуса безработного. Если по действующему законодательству человек, обратившийся за помощью в трудоустройстве, сразу ставится на учет в качестве безработного. При этом безработный получает льготы и пособия, получает льготный период при выплате банковского кредита и мог не заниматься поиском работы. Предлагаемый теперь порядок предусматривает следующие этапы - физическое лицо, обратившееся в центр занятости населения, вначале регистрируется в качестве лица ищущего работу. В течение 10 дней лицо, ищущее работу, будет предложено и оказано содействие в поиске подходящей работы по имеющимся на рынке вакансиям.
В то же время законопроектом предусмотрено, что лицо, ищущее работу, обязано через каждые 3 дня приходить лично в центр занятости и подтверждать активный поиск работы. В случае не подтверждения активного поиска работы по истечении 10 дней такому лицу статус безработного не присваивается. Таким образом, в предлагаемом законопроекте процедура присвоения статуса безработного предполагает исключение формальной регистрации в качестве безработного. Статус безработных будет присвоен только в случае отсутствия подходящей работы.
Кроме того, предусматривается и комплексность мер поддержки безработных. В частности, предлагается увеличение сроков соцвыплат на случай потери работы с 4 до 6 месяцев при массовом высвобождении работников, то есть банкротство или прекращение деятельности предприятия, сокращении численности или штатов, увольнении по экономическим основаниям в соответствии с новым Трудовым кодексом.
Дополнительно к этим мерам как для лиц, за которых перечислялись отчисления в государственный фонд социального страхования, так и для лиц, у которых отсутствуют отчисления, предусматривается: в центрах занятости - предоставления бесплатной консультации и профессиональной ориентации. Также предусматривается направление на обучение с полным возмещением затрат на образовательные услуги, выплаты стипендии и материальной помощи, включающей компенсацию расходов за проживание и проезд; направление на молодежную практику сроком до 6 месяцев с полным субсидированием оплаты труда за счет средств бюджета; трудоустройство на социальные рабочие места с субсидированием до 1 года заработной платы до 35% от размера оплаты труда, установленного работодателем (но не ниже минимальной заработной платы). При этом все эти меры будут осуществляться за счет госбюджета.
Возможно и оказание адресной социальной помощи - в случае если доход лица или на каждого члена семьи не превышает установленную величину черты бедности и в этот период перечисление взносов в систему обязательного социального медицинского страхования за счет государства.
Для получения представленных видов социальной поддержки между безработными и центрами занятости будет заключаться социальный контракт, где государство берет на себя обязательство представлять социальную поддержку и направлять на участие в программах содействия занятости, а безработный - получать профессию, участвовать в молодежной практике, работать на социальных рабочих местах и так далее. Адресная социальная помощь будет выплачиваться только при участии в активных мерах содействия занятости.
Для выравнивания региональных диспропорций на рынке труда предусмотрена новая мера, активизирующая добровольное переселение для трудоустройства лиц из населенных пунктов с низким потенциалом социально-экономического развития в населенные пункты с высоким потенциалом с учетом потребности работодателя, а также в регионы, определяемые правительством в рамках региональной квоты приема переселенцев в соответствии с законом "О миграции". Господдержка включает в себя соцпакет с предоставлением субсидий на переезд, организацию спецобучения и содействию трудоустройства на новом месте.
Также предусмотрены меры по содействию наиболее уязвимых групп населения - инвалидов. Государство будет субсидировать расходы работодателей на трудоустройство инвалидов. Основным условием для получения субсидий государства является сохранение занятости инвалидов не менее 12 календарных месяцев с момента создания рабочего места.