Новые подходы к вопросам занятости предлагается внедрить законодательно

Ирина Севостьянова, Астана, Vласть

Правительство намерено внедрить новые подходы к вопросам занятости населения, начиная от методик определения категорий рынка труда до практического решения проблем. Соответствующий проект закона "О занятости населения" презентовала в четверг в сенате министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова.

Законопроект предусматривает переход на международные стандарты измерения показателей рынка труда. Министр пояснила: в соответствии с рекомендациями международной организации труда в странах ОЭСР при измерении рынка труда используется такой показатель как «рабочая сила» - вместо используемого нами показателя «экономически активного населения» и "лица не входящие в состав рабочей силы". "В настоящее время мы в состав экономически активного населения, то есть так называемую рабочую силу в странах ОЭСР, включаем наемных работников, самозанятых и безработных граждан. Самозанятое население в странах ОЭСР - это лица производящие продукцию на продажу и получающие доход. А та часть населения, которая производит продукцию для собственного потребления, не включается в состав рабочей силы", - объяснила Дуйсенова.

Таким образом, согласно новой методике, та "часть населения, которая производит продукцию для собственного потребления и которые могут работать, но временно не работают из-за отсутствия вакансий, либо пока ищет работу, должна зарегистрироваться как безработные или должны быть отнесены к экономически неактивному населению по статусу, определенному действующим законодательством республики". "Например, к этим лицам можно было бы отнести лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, матерей, занятых по уходу за ребенком-инвалидом, лиц, занимающихся ведением домашнего хозяйства, занятых в своем личном подсобном хозяйстве. Сегодня в эту группу мы относим к самозанятому населению. Теперь, с внедрением этой методики, они будут относиться к группе экономически неактивного населения, которая по статусу будет требовать соответствующую социальную или государственную поддержку", - уточнила глава Минздрава.

Этот переход к международной методике измерений показателей рынка труда дает возможность "привести наши статистические данные в соответствии международными стандартами, уточнить число самозанятых граждан и при необходимости оказать им содействие для формализации их деятельности, уточнить число лиц, занимающихся производством для собственного потребления и оказать им адресную поддержку в зависимости от социального статуса".

Также с учетом международного опыта законопроектом предлагается выстроить новую систему установления статуса безработного. По действующему законодательству человек, обратившийся за помощью в трудоустройстве, сразу ставится на учет в качестве безработного. При этом безработный получает льготы и пособия, получает льготный период при выплате банковского кредита и мог не заниматься поиском работы. "Предлагаемый теперь порядок предусматривает следующие этапы - физическое лицо, обратившееся в центр занятости населения, вначале регистрируется в качестве лица ищущего работу. В течение 10 дней лицо, ищущее работу, будет предложено и оказано содействие в поиске подходящей работы по имеющимся на рынке вакансиям.

В то же время законопроектом предусмотрено, что лицо, ищущее работу, обязано через каждые 3 дня приходить лично в центр занятости и подтверждать активный поиск работы. В случае не подтверждения активного поиска работы по истечении 10 дней такому лицу статус безработного не присваивается. Таким образом, в предлагаемом законопроекте процедура присвоения статуса безработного предполагает исключение формальной регистрации в качестве безработного", - объяснила Дуйсенова, подчеркнув, что согласно предлагаемым новшествам, "статус безработных будет присвоен только в случае отсутствия подходящей работы".

Кроме того, законопроектом предусматривается и комплексность мер поддержки безработных. В частности, предлагается увеличение сроков соцвыплат на случай потери работы с 4 до 6 месяцев при массовом высвобождении работников, то есть банкротство или прекращение деятельности предприятия, сокращении численности или штатов, увольнении по экономическим основаниям в соответствии с новым Трудовым кодексом.

Дополнительно к этим мерам как для лиц, за которых перечислялись отчисления в государственный фонд социального страхования, так и для лиц, у которых отсутствуют отчисления, предусматривается: в центрах занятости - предоставления бесплатной консультации и профессиональной ориентации. Также предусматривается направление на обучение с полным возмещением затрат на образовательные услуги, выплаты стипендии и материальной помощи, включающей компенсацию расходов за проживание и проезд; направление на молодежную практику сроком до 6 месяцев с полным субсидированием оплаты труда за счет средств бюджета; трудоустройство на социальные рабочие места с субсидированием до 1 года заработной платы до 35% от размера оплаты труда, установленного работодателем (но не ниже минимальной заработной платы). При этом Дуйсенова подчеркнула: все эти меры будут осуществляться за счет госбюджета.

Возможно и оказание адресной социальной помощи - в случае если доход лица или на каждого члена семьи не превышает установленную величину черты бедности и в этот период перечисление взносов в систему обязательного социального медицинского страхования за счет государства.

"Для получения представленных видов социальной поддержки между безработными и центрами занятости будет заключаться социальный контракт, где государство берет на себя обязательство представлять социальную поддержку и направлять на участие в программах содействия занятости, а безработный - получать профессию, участвовать в молодежной практике, работать на социальных рабочих местах и так далее. Адресная социальная помощь будет выплачиваться только при участии в активных мерах содействия занятости", - акцентировала внимание министр.

Законопроект предусматривает и оказание отдельных видов активных мер студентами и учащимися старших классов во время летних каникул, а также наемным работникам во время простоя предприятия по причинам банкротства или прекращения деятельности предприятия, сокращения численности или штатов, увольнения по экономическим основаниям.

Для выравнивания региональных диспропорций на рынке труда предусмотрена новая мера, активизирующая добровольное переселение для трудоустройства лиц из населенных пунктов с низким потенциалом социально-экономического развития в населенные пункты с высоким потенциалом с учетом потребности работодателя, а также в регионы, определяемые правительством в рамках региональной квоты приема переселенцев в соответствии с законом "О миграции". Господдержка, уточнила Дуйсенова, включает в себя соцпакет с предоставлением субсидий на переезд, организацию спецобучения и содействию трудоустройства на новом месте.

"Отдельной статьей предусмотрены меры по содействию наиболее уязвимых групп населения - инвалидов, - обратила внимание министр. - Государство будет субсидировать расходы работодателей на трудоустройство инвалидов. Основным условием для получения субсидий государства является сохранение занятости инвалидов не менее 12 календарных месяцев с момента создания рабочего места".

Фото с сайта academic.ru

Шеф бюро Vласти в Астане

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики