«Проект Экологического кодекса – принципиально новый документ, разработанный с учетом опыта ОЭСР по экологическому регулированию. Документ состоит из семи основных принципов: «Загрязнитель платит и исправляет»; новые подходы оценки воздействия на окружающую среду; внедрение наилучших доступных технологий и экономические меры стимулирования; направление платы за эмиссии на экологические мероприятия; создание автоматизированной системы мониторинга выбросов; усиление экологического контроля; совершенствование управления отходами производства и потребления», - перечислил Мирзагалиев.
По его мнению, реализация данных принципов позволит улучшить состояние окружающей среды.
Первый принцип подразумевает меры по предотвращению загрязнения и контролю, но также ответственность за восстановление от ущерба окружающей среде. Таким образом, подчеркнул министр, государство должно создать такие условия, при которых природопользователям выгоднее принять меры по недопущению негативного воздействия на окружающую среду, чем платить экологические штрафы. Кроме того, загрязнитель, причинивший вред экологии, обязан восстановить окружающую среду до первоначального уровня.
«По действующему Экологическому кодексу требование о прохождении процедуры оценки воздействия на окружающую среду – ОВОС – применяется практически ко всем, то есть 19 тысячам предприятий. Подобный подход малоэффективен и нецелесообразен. Поэтому в новом Экологическом кодексе предлагается такое требование применять только в отношении 2,6 тыс. предприятий «первой категории», на которых приходится 80% выбросов. При этом общественность участвует во всех стадиях ОВОСа (4 стадии – заявление о намерениях, сфера охвата ОВОС, отчет ОВОС, заключение о результатах ОВОС – V)», - объяснил Мирзагалиев второй принцип.
В рамках третьего принципа – внедрение наилучших доступных технологий и экономические меры стимулирования – для максимального улучшения экологической ситуации необходимо внедрение наилучших доступных технологий. Для этого, сказал министр, промышленным предприятиям будут предлагаться технологии, использование которых позволит снизить объемы выбросов.
«Предприятия, внедрившие НДТ, будут освобождены от платы за эмиссии. В случае если они не переходят на НДТ, их ставки платы за эмиссии будут расти. Необходимо понимать, что это не столько запретительный, сколько мотивационный механизм», - подчеркнул Мирзагалиев.
По четвертому принципу – направление платы за эмиссии на экологические мероприятия – в действующем законодательстве отсутствует обязательность расходования на природоохранные мероприятия средств, поступивших от платежей за эмиссии в окружающую среду. Поэтому местные исполнительные органы выделают на охрану окружающей среды от 0 до 400%, в среднем лишь 45%.
«Текущая ситуация с экологическими платежами и их расходованием неоднократно подвергалась критике со стороны международных экспертов. В этой связи в проекте сопутствующего закона предусмотрено обязательное финансирование природоохранных мероприятий за счет поступающих экологических платежей в объеме 100%», - также сообщил глава Минэкологии, геологии и природных ресурсов.
В раках создания автоматизированной системы мониторинга выбросов в проекте кодекса для объектов первой категории с целью получения своевременной и достоверной информации о качественном и количественном составе выбросов и сбросов предусмотрена обязательная автоматизация производственного экологического мониторинга с передачей данных в уполномоченный орган.
А в шестом принципе - усиление экологического контроля – предлагается внести изменения в Предпринимательский кодекс в части проведения проверок по фактам, непосредственно затрагивающим условия жизнедеятельности населения.
«Данные изменения направлены на оперативное реагирование на факты негативного влияния на окружающую среду. В качестве примера хочу привести два факта, когда мы смогли отреагировать на несанкционированный сброс сточных вод в озеро Алаколь на пятые сутки, на массовую гибель рыб в реку Жайык – на одиннадцатые. Усиливается ответственность за экологические правонарушения путем увеличения административных штрафов в 10 раз», - проинформировал он.
И последний принцип – совершенствование управления отходами производства и потребления. В проекте нового Экологического кодекса основной упор направлен на внедрение принципов циркулярной экономики, используемых в странах ОЭСР. В рамках данного проекта предусматривается иерархия отходов, которая направлена на поэтапное управление отходами, то есть последовательность мероприятий, направленных на предотвращение образования, повторное использование, переработку, утилизацию отходов.
«В целях снижения количества несанкционированных свалок будет внедрено лицензирование деятельности предприятий, занимающихся переработкой и утилизацией отходов, и уведомительный порядок для мусоровывозящих организаций», - добавил министр.
Вместе с тем, подчеркнул он, большой проблемой в нашей стране является низкий уровень переработки ТБО: перерабатывается лишь 14%. Отрасль не является привлекательной для инвесторов из-за низких тарифов. В этой связи министерством предлагается внедрение механизма «Waste to Energy», предусматривающего продажу электроэнергии, получаемого при сжигании отходов. При этом ставятся строгие требования к качеству выбросов, аналогичные европейским директивам.
«Данный механизм позволит сократить объемы отходов до 30% до 2025 года и привлечь частные инвестиции», - рассказал о планах Мирзагалиев.