«Хотя прошедшие выборы содержали элементы политической конкуренции, различные административные барьеры негативно повлияли на качество кампании, особенно для самовыдвиженцев», − заявила Ирен Хараламбидес, специальный координатор и руководитель краткосрочной миссии ОБСЕ по наблюдению за выборами.
Она отметила, что практика снятия самовыдвиженцев с регистрации в качестве кандидатов внесла неопределенность для их участия. Наряду с этим значительные нарушения были зафиксированы во время подсчета голосов и подведения итогов выборов.
Хараламбидес также обратила внимание на отсутствие критического освещения предвыборных кампаний в СМИ из-за их высокой самоцензуры, которая препятствовала появлению аналитических материалов и журналистских расследований, а также постановку острых вопросов перед кандидатами.
Вместе с тем недостаточную представленность на этих выборах получили женщины: они составили лишь 29% из общего числа кандидатов среди самовыдвиженцев и 20% по мажоритарной системе.
По словам Рейнхольда Лопатки, главы делегации Парламентской ассамблеи ОБСЕ, настоящие цифры общего числа проголосовавших могут быть ниже − наблюдатели организации зафиксировали более редкое посещение участков избирателями.
«В будущем публикация результатов каждого избирательного участка будет иметь важное значение для повышения прозрачности и доверия общественности», − подчеркнул он.
Вместе с тем он упомянул, что правила регистрации в качестве кандидатов для некоторых самовыдвиженцев были затруднительными: «Например, абсолютно всем кандидатам нужно было оплатить депозит в размере 1,050 млн. тенге. Это послужило значительной суммой для многих кандидатов, у которых не было поддержки со стороны политических партий».
Оуэн Мерфи, представитель долгосрочной миссии БДИПЧ/ОБСЕ, сказал, что плохая отчетность о результатах противоречит «гладкой подготовке» голосования властями: «Мы отрицательно оцениваем подсчет голосов на 58 из 128 избирательных участков. ».
«Содержательное наблюдение со стороны гражданских и международных наблюдателей не всегда обеспечивалось из-за ограничений при подсчёте и подведении итогов. Прозрачность процесса была дополнительно подорвана тем фактом, что не были опубликованы дезагрегированные результаты выборов на региональном или местном уровне», − говорится в письменном отчете ОБСЕ.
Мерфи также добавил, что власти Казахстана воспрепятствовали регистрации всех политических партий, ограничив тем самым политическую конкуренцию и право на свободу объединения. Это, по его словам, не соответствует международным стандартам выборного процесса. Кроме того, зарегистрированные политические партии полностью следовали повестке президента Касым-Жомарта Токаева.