«На участие СМИ у нас запрета нет. Единственное, будет ограничение – без показа изображений лиц подсудимых», – сказал судья Имашев.
Напомним, 17 апреля в Астане в суде №2 района Байконур началось главное судебное разбирательство в отношении экс-руководства ТОО «Оператор РОП» и бывшего вице-министра экологии. Адвокат подсудимого Темирбека, Шолпан Сарсенова, заявила отвод судье Кеменгеру Имашеву, отметив, что он заинтересован в исходе дела. Отвод поддержал второй адвокат - Бахытжан Утебаев. Но в ходатайстве об отводе судьи было отказано.
Должностные лица министерства экологии и ТОО «Оператор РОП» намеревались похитить 180 млрд тенге и перечислить их частной компании для строительства шести мусоросжигающих заводов. При этом электроэнергия гарантированно должна была закупаться государством в течение 15 лет по необоснованно завышенному тарифу и обеспечить частной компании много миллиардную прибыль. Антикор предотвратил хищение этих денег.
Управляющий директор ТОО «Оператор РОП» Руслан Шамшиев был найден мертвым, столичным районным отделом полиции Есиль возбуждено уголовное дело по статье 105 УК РК (доведение до самоубийства), а бывший учредитель ТОО «Оператор РОП» Шнар Муктарова агентством по противодействию коррупции объявлена в розыск - она в 2017-2018 годы в нарушение требований Экологического кодекса присвоила денежные средства утилизационного сбора, незаконно оплаченные ей в виде дивидендов в размере 920 млн тенге.
Два года назад Минэкологии сообщало, что в 2021 году в стране будут построены новые мусоросортировочные комплексы общей мощностью около 300 тыс. тонн отходов в год. В мае были объявлены аукционные торги для проектов по энергетической утилизации отходов в шести городах: в столице, Актобе, Алматы, Усть-Каменогорске, Караганде и Шымкенте. Строительство заводов, оснащенных автоматизированной системой мониторинга выбросов, планировалось за счет инвесторов. По итогам проведенных в июле торгов победителем было определено ТОО «Waste2Energy», которое было зарегистрировано незадолго до торгов – 21 апреля 2021 года, и, по данным СМИ, ее конечным собственником является дочь первого президента Казахстана Алия Назарбаева.