Крупнейшие нефтяные компании, включая Eni SpA, Shell Plc, Exxon Mobil Corp. и TotalEnergies SE, предлагают сделать дополнительные инвестиции в социальные проекты в размере $110 млн в течение следующих двух лет, пишет издание. Эти расходы будут возмещены из доходов Кашагана в рамках соглашения о разделе продукции. Компании также готовы создать многомиллионный фонд социального развития, взносы в который не будут возмещены, сообщили источники Bloomberg. Консорциум также предложил ввести скидку на продажу сжиженного нефтяного газа государству.
Взамен Казахстан должен будет отозвать иски о компенсации ущерба от хранения слишком большого количества серы на месторождении, а также все иски о возмещении ущерба окружающей среде в международном арбитраже. Кроме того, компании требуют изменить экологическое законодательство страны.
«Правительству также необходимо будет изменить внутренние экологические законы, касающиеся очистки воды, чтобы избежать любых будущих исков против производителей нефти, которые не признают никакой вины», – пишет издание.
В начале 2023 года правительство Казахстана обязало консорциум North Caspian Operating Company, управляющий Кашаганом, выплатить штраф в размере 2,3 трлн тенге ($4,8 млрд) за то, что на месторождении могло храниться слишком большое количество серы. Оператор отрицает свою вину. В конце прошлого года собеседники Bloomberg из международных партнеров NCOC, не назвавшие свои имена, заявляли, что могут обратиться в международный арбитраж, если им не удастся достичь успеха в переговорах с правительством Казахстана. В октябре прошлого года министр экологии Ерлан Нысанбаев заявлял, что министерство будет регулировать спор по этому штрафу только в судах.
NCOC подало жалобу в Верховный суд Казахстана, чтобы отменить решение апелляционного суда, который поддержал доводы правительства о том, что на объекте хранилось слишком много серы, и другие предполагаемые нарушения, связанные с очисткой воды и выбросами. Изначально в суде первой инстанции предприятию удалось оспорить штраф.
Казахстан также подал иск о возмещении ущерба к разработчикам Кашагана в международном арбитраже на на сумму более $160 млрд долларов. Большая часть этой суммы – упущенная выгода, но в нее также входят убытки, связанные с предполагаемым ущербом окружающей среде и коррупцией.