Первой слово взяла детский психолог и по совместительству президент общественного фонда «Институт равных прав и возможностей» Маргарита Ускембаева. Она выразила обеспокоенность за душевное здоровье выпускников, которые подвергаются муштре чуть ли не с 9 класса:
— Мы призываем вас, мы призываем министерство науки и образования, областных акимов к тому, чтобы проводить правильную политику в отношении детей в период организации ЕНТ. Но по прежнему детей обыскивают, причем по нашей информации в этом году усилился контроль, комиссии безумствуют. Обыскивают детей, раздевают, заставляют снимать верхнюю одежду, вплоть до обуви, для того чтобы проверить проносит ли с собой ребенок шпаргалки или нет. Мы, таким образом, очень усугубляем положение наших детей, я как детский психолог это заявляю с полной ответственностью. Мы проявляем максимальное недоверие, мы обращаемся с детьми жестоко. К детям прикасаться имеет право только родственники, законные представители. В публичных местах никто не имеет права прикасаться к ребенку, ни к какому ребенку, ни при каких условиях.
Кроме того, психолог отметила что, зачастую задания для ЕНТ составляются непрофессионально:
— Мы поднимаем вопрос о том, что сами тестовые задания составлены некорректно. Мы, как общественность, готовы со своей стороны делать экспертизу теста. Дело в том, что когда министерство заявляет о том, что в этом году обновили базу вопросов 20 тысяч вопросов, мы заливаемся хохотом медузы Горгоны. Мы понимаем, что существует один базовый учебник по каждому предмету. Содержание базовых учебников фиксировано, и количество вопросов и тестовых заданий не может увеличиваться. Мы говорим: «Вы не умеете составлять тестовые задания. Вы просто не владеете методологией, вы просто не знаете технологии конструирования тестовых заданий, господа министерские чиновники». Со своей стороны мы готовы научить и предложить свою помощь. Мы требуем встречи министра с общественностью страны для того, чтобы внятно донести нашу позицию.
Уже двенадцатый год проводится ЕНТ, но за все 12 лет ни разу не было проведено исследования - ни социологического, ни психологического с целью выявить влияние ЕНТ на детей. По детским суицидам (14-19) лет мы лидируем среди 24 стран СНГ и Центрально-восточной Европы. Первым и главным фактором риска по суицидам является ЕНТ. Мы на этом настаиваем. Хотя, недавно министерство делало заявление в преддверии ЕНТ, всячески отнекивалось и открещивалось. Это очень пустые заявления, необоснованные ни с научной точки зрения, ни с точки зрения понимания закона и прав детей. Поэтому мы говорим, что ЕНТ приводит к суициду.
Коллегу поддержала и Асия Хайруллина, которая возглавляет Лигу женщин творческой инициативы:
— Для нас ситуация с ЕНТ остается угрожающей. Мы стали часто говорить о правах детей, но есть конвенция о правах ребенка, которая декларирует право ребенка на учет его мнение, право ребенка на свободу выбора. Где, в случае с ЕНТ, это право реализуется? Есть ли у ЕНТ альтернатива? Мы знаем как много выпускников, которые прекрасно сдавали бы устные экзамены, письменные экзамены, контактируя с педагогом, раскрывая все свои данные, творческий и интеллектуальный потенциал. Эти дети не всегда справляются с таким механизированным подходом, который предлагается им во время тестирования.
Она отметила, что отсутствие альтернативы Единому национальному тестированию может привести к оттоку студентов, а в будущем, возможно, и кадров:
— Большинство таких творческих выпускников выбирают не сдавать ЕНТ, а сдавать простые экзамены и уезжать в другие страны. К нам сюда, в Казахстан, приезжают из России, стран Прибалтики, набирают наших выпускников, доверяют наших учителям и системе образования. Там им предоставляются гранты, самые лучшие условия для продолжения учебы. Об этом уже пора задуматься. Нам кажется, что должна быть альтернатива ЕНТ, должна быть альтернатива обезличиванию школьников. Обезличивание – это очень плохая вещь, это громадный порок, который по большому счету завтра ударит по уровню образования, прежде всего. Это и есть самый яркий пример уравниловки. Каждый ребенок заслуживает индивидуального подхода и учета его мнения.
В 14 лет они могут, например, отвечать за свои поступки, но выбрать или высказать свое мнение о ЕНТ они почему-то не могут. Наверное, нам стоит учить наших выпускников и школу взаимодействовать друг с другом на равных, – заключила Хайруллина.
Представитель молодежного крыла Казахстанской партии народных коммунистов (КНПК), по совместительству - школьный учитель Елнур Бейсенбаев и вовсе открыто заявил о том, что тестирование превратилось в безобразие, которое нужно срочно пресечь:
— Что такое ЕНТ? В нынешнем виде, ЕНТ – это безобразие, надо прекращать эти деяния, которые сейчас творятся, – не скрывая возмущения, признается Бейсенбаев, – мы должны понимать, что до 18 лет кормить и растить ребенка – самое дорогое удовольствие для нашего государства. Когда мы растим их, даем бесплатное среднее образование, кормим в школе. В конечном итоге они, посовещавшись с родителями, чтобы не сдавать ЕНТ уезжают в Европу, в другие страны и даже в Россию. Там их готовы бесплатно обучать, потом они будут работать всю жизнь на это государство. Там учатся, там женятся, там получают квартиру, там будут жить. Для тех государств это большое счастье – получить восемнадцатилетнего здорового паренька или девушку, которые будут пахать для этого государства. Для чего мы растили своих детей? Казахстан никогда не будет развиваться, если мы будем терять таких специалистов.
Второй момент, касающийся ЕНТ. Когда все наши дети сдают ЕНТ, места творчеству и креативу нет никакого. Мы не определяем, может ли ученик связать два слова, читал ли он Гоголя, Пушкина, Абая, Макатаева?
Третий момент – это проблема с учителями и директорами. Наше министерство всегда готово во всех грехах винить учителя. Я предлагаю тех, кто не может провести нормальную реформу год проработать в школе. Пусть увидят, пусть поработают с учениками. Они (чиновники – V.) готовы нас учить, но когда мы делаем им предложения, они говорят, что учителя всегда не правы.
В этой форме ЕНТ сейчас творится безобразие, я думаю, это нужно прекратить. Самое главное – создать общественную комиссию. Министр не должен советоваться со своими работниками. Конечно, начальник департамента, который работает под министром ничего против не скажет никогда. Он не знает эту структуру изнутри. Ему дали задание, он выполнил. Вопрос решился. Пусть он (министр – V.) посоветуется с учителями.
Не надо искать проблему в учителях, учениках, директорах. Проблема в министерстве. Это не только я говорю, вчера и Дарига Нурсултановна говорила, что министерство нужно реформировать или прийти к обоюдному решению. Это наши дети, к детям нужно относиться с уважением, – заключил учитель истории.
В ходе пресс-конференции было заявлено, что выпускники, чьи юридические права были нарушены в ходе сдачи ЕНТ, могут обратиться в фонд Маргариты Ускембаевой. Они могут оказать юридическую консультацию пострадавшим. Кроме того, общественники намерены доказать государству связь между Единым национальным тестированием и случаями суицида среди подростков.