Общественные слушания были посвящены актуальному для горожан вопросу - состоянию и развитию транспортной системы. Анонсировалось мероприятие заранее, как минимум за полторы недели в социальных сетях размещались объявления и контактные телефоны с приглашением всех желающих принять участие в дискуссии. Но то ли соцсетями пользуются далеко не все, то ли при формировании списков все же существовал некий фильтр, но общественности в большом зале акимата было немного, были даже свободные места. Секретарь маслихата города Сансызбай Есилов, открывая заседание, сообщил, что в числе участников 20 представителей общественности. Правда, не уточнил, какую именно часть столичного общества они представляют.
"Для сравнения, в Вене общественным транспортом пользуется 35%, Сингапуре 63%, Москве 66%, Лондоне 37%, Нью-Йорке 54,3% и вОттаве 23%. А также мы стремимся к увеличению пропускной способности улично-дорожной сети с 37,5 тыс. тс/час до почти 43 тыс. тс/час", - сказал Хорошун.
Руководитель управления пассажирского транспорта Едил Сулейменов проинформировал, что ежесуточный пассажиропоток в Астане составляет 850 тысяч. В городе работает 9 операторов пассажирских перевозок, из них один коммунальный. Общее количество маршрутов составляет 85 единиц – 67 городских, 4 экспресс маршрута, 14 пригородных, количество подвижного состава составляет 1 025 маршрута, из них 246 не соответствует техническим требованиям.
Продолжится и внедрение одностороннего движения на дорогах Астаны. Талгат Ардан сообщил, что по результатам пилотного проекта "средняя скорость движения выросла аж до 30%, сокращение простоя на перекрестках достигло 78 секунд, снижение до 49 секунд, интенсивность транспортных средств увеличилась до 20%".
Еще одно новшество, которое готовит астанчанам "Астана LRT" - это платные парковки. В качестве пилотного проекта планируетсч использовать бульвар Нур Жол, разместив там 910 парковочных мест. Кстати, из присутствовавших представителей общественности лишь один человек поинтересовался этим новшеством, но только с позиции людей, живущих на этом бульваре - будет ли какой-то приоритет "для резидентов двора ЖК "Нурсая" (ЖК "Нурсая" - элитный жилой комплекс, расположенный на бульваре Нур Жол, в нем проживают депутаты парламента). Талгат Ардан заверил, что "резидентская программа предусмотрена".
После докладов началась сессия вопросов и ответов. Первый же вопрос был задан ветераном труда, который пожаловался на водителей автобусов, нарушающих правила дорожного движения и на бардак в салонах. Вслед за ним еще один ветеран настоятельно рекомендовал улучшить внешний вид контролеров в автобусах. Собравшиеся кивали и обещали дать ответы на сайте акимата.
В общей сложности, представителям общественности удалось задать не больше десятка вопросов. По большей части уточняющих - как оказалось, практически всех собравшихся планы устраивают и даже вдохновляют, а потому вопросы сводились к рекомендациям улучшить тот или иной момент вроде внешнего вида кондукторов. Одного из вопрошающих и вовсе прервали предложением "уважить депутата" - вопрос решил задать депутат городского маслихата Мажит Шайдаров, возглавляющий медицинский университет. Он рассказал о своих сложных отношениях с управлением пассажирского транспорта столицы. Как оказалось, ректор медуниверситета неоднократно писал в управление с просьбой создать специальный маршрут или же внести изменения в один из действующих городских автобусных маршрутов с тем, чтобы было транспортное сообщение между двумя корпусами университета. Ответа он не дождался, а потому публично резюмировал: "Управление пассажирского транспорта формально относится к рассмотрению жалоб населения". Заместитель акима тотчас пообещал с этим вопросом разобраться.
Выступать в это время вышла председатель комиссии по экономическим вопросам Общественного совета Гульнар Кусаинова. Суть выступления свелась к тому, что при реализации планируемых новшеств нужно "учитывать все нюансы". Среди нюансов - предложение поэтапно вводить оплату за парковку, начиная от 50 тенге в час с повышением до 150, а при введении платного въезда в город учесть интересы жителей пригородных зон, ежедневно едущих на работу в столицу.
Окончательного решения о правильности предпринимаемых акиматом действий на слушаниях принято не было. Как отмечено в пресс-релизе, общественный совет "проведет анализ и примет решение о дальнейшей реализации проектов с учетом общественного мнения". Ну, а поскольку мнения высказывались преимущественно положительные, в итоговом решении можно не сомневаться уже сейчас.