«50-150» – этот интернет-мем уже давно не связывают с «земельными» митингами. Он стал символом необъективной (или, как минимум, не внушающей доверия) журналистской работы. Любопытно, что даже лояльные спикеры, приглашенные на Первый канал Казахстана в качестве экспертов, не стесняются пенять прославившихся телеведущих этой сомнительной историей. Так, например, произошло во время записи одного из декабрьских выпусков ток-шоу «Родина», который был посвящен феномену «нового казахстанского патриотизма».
На 45-й минуте микрофон оказался в руках тепло устроившегося на Первом канале «Евразия» Дениса Кривошеева. То ли сценарий в этот раз был писан кем-то другим, то ли Кривошеев умело сымпровизировал, но из его уст внезапно прозвучало следующее: «Родина начинается с того, Руслан, что вы не можете стравливать между собой никого, будучи телевидением – ни страны, ни людей. И «50-150», я думаю, такая штука, которая обязательно еще всплывет..». «А-а-а, прекрасно! - тут же взвился Смыков. - Вот вы на что намекаете! Тем не менее, Денис Геннадьевич, как-то вы попали в эфир телеканала, который первым сказал про «50-150». Еще более громогласно прозвучал закадровый голос Господина Продюсера: «Денис Геннадьевич, вам не кажется, что это удивительный канал, на котором и вы, и Смыков уживаетесь и говорите то, что считаете важным и необходимым?».
Денис Геннадьевич, конечно, тотчас же разулыбался, но роль свою отыграл до конца: «Это большое достижение демократии, но мы не свободная страна. Потому что я не могу доказать полицейскому, что он не должен меня штрафовать, а должен меня предупредить. Я не могу доказать чиновнику, что он не должен брать взятки…». Про коррупцию, к слову, на той памятной программе говорила и Аружан Саин. Известная в стране телеведущая и общественный деятель гордо восседала рядом с продюсером и актером Нуртасом Адамбаем. Последний и явился зачинщиком той ситуации, которая впоследствии и привела к тому, как откровенно ведущие «Родины» ткнули Кривошеева в подлинную демократию.
Нуртас не смог промолчать после сюжета, продемонстрированного всем участникам и зрителям шоу перед началом разговора. Пропагандистское видео, сдобренное закадровым голосом Аймиры Шаукентаевой, красочно вещало о том, как «агрессивные» западные демократии пытаются разрушить многовековые устои казахстанского общества, обзывая Казахстан «несвободной» страной и пытаясь навязать толерантность к сексуальным меньшинствам.
«Вы меня психологически настраиваете почему-то против Европы, против США. Откуда у вас это?! Вы манипулируете понятием «в интересах Родины»! Где в интересах Родины? В интересах Родины нужно стараться, чтобы твоя Родина была лучше. Не надо в интересах Родины пытаться из каких-то стран создать какого-то искусственного врага! Зачем вы мне показываете лица людей с британскими флагами, которые целуются? Вы что думаете, геи только в Британии существуют? Почему вы мне не показываете лица бабушек, которые стоят у мусорных баков как у нас, так и в соседних постсоветских странах? Почему вы эти вещи не показываете? Почему вы все время показываете, как в Америке плохо, как в Европе плохо?!», - говорил Нуртас, слова которого прямо из студии, казалось, уходят куда-то во Вселенную. Обвинения в откровенном манипулировании общественным мнением разбились о реплику Смыкова, который ехидно извинился за то, что авторы сюжета никак не смогли собрать в нем всех гомосексуалистов мира.
Страшно подумать, что сделалось бы с несчастным Нуртасом, посмотри он хоть один «Портрет недели» с Артуром Платоновым на КТК. У того настольной книгой уже давно стала «От диктатуры к демократии» американца Джина Шарпа. Поклонники итоговых программ Платонова давно знакомы с этим пособием по свержению действующей власти методами гражданского неповиновения и знают, что их кумир практически любое волеизъявление казахстанцев (ну разве что кроме блистательных инициатив отечественных депутатов) умело подводит под стратегию Шарпа. Думается, и критическое выступление Нуртаса в эфире республиканского канала Платонов без труда квалифицировал бы как одну из форм дестабилизации страны. По Шарпу опять же.
Пока же народный избранник и любимчик телевидения решил помянуть старое – дело Тулешова. В распоряжении КТК оказалось видео с судебного процесса над шымкентским бизнесменом, признанным виновным в попытке государственного переворота. Имея даже небольшое представление о том, как Артур Платонов выстраивает свои программы-монологи, можно не удивляться, если кадры с упомянутого судебного процесса он будет демонстрировать своим зрителям бесконечно. Так что если вы не увидели их в минувшее воскресенье, шансов будет еще предостаточно. На кадрах из зала суда, которые любезно продемонстрировали зрителям, Тулешов в подробностях рассказывает, как якобы через своих поверенных передал 150 тыс долларов гражданскому активисту Талгату Аяну, чтобы тот подготовил почву для той самой пресловутой дестабилизации.
Авторы «Портрета», не уставая, пичкали разморенную выходными аудиторию все новыми и новыми видео с судебного процесса, на которых свидетели и сам обвиняемый по несколько раз повторяли одни и те же вещи. Одни и те же имена, фамилии и цифры. При этом в каком бы контексте Артур Платонов не вспоминал про мир и стабильность в стране, на экране тут же появлялся глава государства. Как 25-й кадр. В какой-то момент начало казаться, что это какое-то телевизионное зомбирование. Что мрачный ведущий с безапелляционным тоном и холодным взглядом практически нависает над тобой, и ты уже не можешь не думать так, как он. Начинаешь безоценочно воспринимать действующий режим и проклинать тех заграничных врагов Казахстана, которые спят и видят, как бы им поскорее изничтожить благополучие казахстанцев.
На этот счет только Нуртас и может на нашем телевидении сказать правду: «Не нужно искать врагов. Никому не интересно, что тут у нас происходит». Воистину так.
Фото freeimages.com