На всех совещаниях с участием Главы государства, посвященных развитию Алматы, Президент особое внимание уделяет необходимости решения экологических проблем мегаполиса. Город ежегодно наращивает объемы финансирования мероприятий по улучшению экологической обстановки. Только в 2013 году на экологические мероприятия было выделено 6,8 млрд. тенге.

Сегодня основными тремя источникам загрязнения окружающей среды являются проблемы с газификацией частного сектора, теплоисточники и транспорт. Проблему газификации частного сектора власти города планируют решить уже в этом году — весь частный массив Алматы будет переведен на газ, а только за период 2012-2013 годов было построено более 800 км газопровода. На сегодняшний день уровень газификации мегаполиса составляет 95%.

Аналогично решается и вторая «экологическая» проблема — теплоснабжение города. Алматинская ТЭЦ-1 уже второй год работает на газе и на твердом топливе, в связи с чем произошло значительное снижение уровня сбрасываемых в атмосферу вредных соединений.

Сложнее всего решить вопрос снижения влияния на окружающую среду от транспорта. Автомобили в Казахстане, особенно в Алматы — главное бедствие на сегодняшний день. Город находится в низине, прежние застройки, которые возводились с учетом розы ветров, разрушены. Смог буквально топит город, а автомобилей становится больше и больше. Поэтому работа по этому вопросу проводится комплексно. Прошлый год в Алматы был объявлен Годом развития общественного транспорта. Была утверждена соответствующая программа и план мероприятий, в результате которых подвижной состав общественного транспорта обновился более чем на треть. За счет средств местного бюджета было приобретено 400 газовых автобусов, 17 трамваев,195 троллейбусов и 200 экотакси. В первом полугодии этого года завершилась поставка 200 газовых автобусов по займу Европейского банка реконструкции и развития, тем самым, доведя общее количество муниципальных газовых автобусов до 600 единиц. Разрастается и сама муниципальная автобусная сеть — третий по счету парк новой формации будет обслуживать пассажиров уже в 2015 году. Проект по переходу на экологический транспорт будет расширяться и за счет вовлечения частных перевозчиков через механизмы поощрения и мотивации. Для этого городские власти избрали следующую тактику — отпускная цена на компримированный природный газ меньше бензина на 40%. Определенные работы ведутся над проектом запуска легкорельсового транспорта — современного аналога скоростного трамвая. Расширяется парк троллейбусов. Таким образом, город фактически восстановит систему общественного транспорта и значительно улучшит экологическую ситуацию. Ведь более 80% вредных выбросов в атмосферу приходится не на ТЭЦ и частный сектор в отопительный сезон, как это было принято считать, а именно на автотранспорт.

Сегодня в Алматы ежедневно заезжает 200 тысяч (!) автомобилей. Очевидно, что такое количество въезжающего транспорта ложится тяжким бременем на экологию города. Поэтому с января прошлого года городские власти установили 13 экологических постов. Было проверено 68 тысяч автомашин, из них у 51 тысячи или у 75% установили нарушение норм токсичности. На них были наложены штрафы. Этот экологический дозор уже дал результаты — сегодня в Алматы въезжают исключительно экологически безопасные автомобили, соответствующие нормативным требованиям.

Oдним из основополагающих экофакторов остается постоянное обновление «зеленого фонда» города. Зеленое строительство в 1990-е и в начале 2000-х годов значительно отстало от уровня урбанизации. Если в 70-е годы Алматы считался одним из наиболее зеленых городов бывшего Союза, а в 80-е на одного жителя приходилось до 13 квадратных метров зеленых насаждений, то на современном этапе эта цифра снизилась до 6 квадратных метров и ниже. В последние пять лет ежегодно до 30 тысяч саженцев находят прописку на алматинских территориях. Каждое снесенное старовозрастное или аварийное дерево компенсируется зелеными насаждениями в тройном эквиваленте. В 2013 году посажены свыше 36 тысяч зеленых насаждений, из них за счет компенсационного восстановления свыше 32 тысячи зеленых насаждений, в том числе 8500 хвойных деревьев — на территории Государственного регионального природного парка «Медеу». Такими темпами Алматы быстро наверстает упущенное и вновь обретет славу города-сада.

Сегодня Алматы — динамично развивающийся финансовый, научный и культурный центр страны. И какие бы дивиденды не сулил тот или иной проект, власти города всегда рассматривают их через призму экологической безопасности. В Алматы поставлена цель — сделать этот город комфортной средой обитания.