На состояние окружающей среды крупных городов продолжают влиять выбросы с промышленных предприятий, выхлопные газы и бытовые отходы. Ситуация остается неутешительной во многих казахстанских регионах и рецепт решения проблем пока не найден.

Vласть изучает мировую практику решения экологических проблем крупных городов, которая уже насчитывает не один десяток лет и различные варианты развития.

Европа

Еще в 1990 году Европейская комиссия опубликовала Зеленую книгу о проблемах городской окружающей среды. Уже тогда европейские города были названы главными источниками загрязнения.

Уже в 90-ые годы в Германии всерьез взялись за вторичную переработку отходов. Закон об экономическом рециклинге был принят в 1996 году. Этот закон считается образцом в вопросах организации авторециклинга. Основная идея заключается в том, чтобы обязать производителей уже на стадии разработки продукции добиваться уменьшения количества будущих отходов.

Например, в концепцию компании BMW необходимость утилизации включена уже на стадии проектирования. Разбираемые модели автомобилей удается использовать повторно почти на 95%. Разделенные по видам материала детали измельчаются, прессуются и идут в переплавку. Мелкие пластиковые детали, разборка которых трудоемка, идут на топливо. Масло, антифриз, бензин также отправляются на переработку или в качестве топлива на собственную ТЭЦ. Демонтированные элементы, пригодные в качестве запчастей (стекла, двери, сиденья) продаются примерно вдвое дешевле новых.

Швеция является лидером среди европейских стран по вторичному использованию отходов. 98,6% отходов поступают в переработку и на производство электроэнергии. В Швеции функционирует 31 завод по переработке отходов в тепловую и электроэнергию и 57 предприятий по рециклингу. За 15 лет поступление мусора на полигоны снизилось до 1,4%. Объем энергии, полученной из отходов, вырос до 48,4%. Попавшие на полигоны отходы – это зола, полученная после пережигания мусора, переработанного в тепло и электричество.

С 1 ноября 2011 года в четыре крупных города Дании (Копенгаген, Ольборг, Оденсе и Орхус)  был ограничен въезд. Автобусы и грузовые машины должны иметь датский экологический знак. Начиная с 2008 года в Лондоне (Великобритания) действует программа ограничения въезда в город и «озеленения» автопарка. Так, в центральной части города действует зона платного въезда для загрязняющих воздух транспортных средств. Плата за въезд в центр Лондона по будням с 7:00 до 18:00 составляет 10 фунтов. Штраф за неуплату – 130 фунтов. От уплаты сборов освобождены «зеленые» автомобили с двигателями внутреннего сгорания, при условии что они выбрасывают менее 75 г/км СО2 и соответствуют стандарту Евро5 или выше. Также от платы освобождены все электромобили и гибриды.

В остальную часть Лондона и ближние пригороды могут въезжать автомобили, соответствующие стандарту Евро4. В случае, если транспортное средство не соответствует нормам по токсичности выхлопа, то водители платят штраф. Например, для небольшого грузовика штраф составит 100 фунтов в день, для тяжелого грузовика или автобуса – 200 фунтов в день. Владельцы вынуждены либо заменить устаревшее транспортное средство, либо перевести его на газ. В целом такие ограничения можно встретить во многих странах Европы.  

Стоит отметить, что Дания – европейский лидер альтернативной энергетики. 43% всей электроэнергии генерируется за счет ветра. В течение последующих 5 лет запланировано увеличить эту цифру до 55%.

США

В 2014 году в США цена солнечной и ветряной энергии сравнялась с ценой киловатта, произведенного путем сжигания угля и газа. Это первая страна, которая достигла равновесия двух видов энергии. Во многом это стало возможным с помощью государственных субсидий.

В США запрещена организация новых открытых свалок. Переработка и вторичное использование отходов обходится американцам в три раза дешевле, чем сжигание и захоронение мусора.

Кроме того, во многих штатах существуют законы, согласно которым каждый округ обязан ввести рециклизацию некоторой части отходов на своей территории. В противном случае они рискуют потерять финансирование из фондов штата.

Однако, города-миллионники выделяют огромное количество выхлопных газов. К примеру, в городе Атланта выделяется в 10 раз больше парниковых газов, чем в испанской Барселоне.

Япония

Сейчас Япония является одним из мировых лидеров в разработке экологически чистых технологий. На долю Японии в первое десятилетие XXI века приходилось 40% патентов гибридных двигателей и электрических автомобилей в мире, 33% патентов в области энергоэффективности зданий и освещения, 10% патентов в сфере возобновляемых источников энергии. Это неудивительно, ведь небольшую территорию Японии занимают густонаселенные агломерации. В стране была создана система природоохранных органов во главе с управлением по вопросам окружающей среды. Благодаря этому в машиностроении сложилась подотрасль по производству очистного оборудования и средств контроля за состоянием окружающей среды. Кроме того, в Японии одни из самых строгих в мире нормативов по загрязнению атмосферы, они в 2-3 раза превосходят аналогичные параметры других стран. Существуют платежи за природные ресурсы, налоги на источники выбросов серы, налоги на потребление бензина, высокий налог на покупку земель в окрестностях городов и другие.

Среди удачных примеров решения экологических проблем в крупных городах - развитие гибридных автомобилей. Выпускающиеся автомобили под марками Honda и Toyota имеют высокую топливную экономичность и низкие выбросы.

Один из государственных проектов – «Экогорода Японии», в рамках которого были разработаны индивидуальные планы устойчивого развития. Они имеют три главных принципа: концепция нулевых эмиссий (СО2), принцип 3R в сфере обращения отходов и экологически ориентирован- ном образе жизни населения: «зеленый» маркетинг, снижение уровня потребления, ориентация на экологически чистые продукты.

Китай

Быстрые темпы развития промышленности Китая не могли не сказаться на экологической ситуации. Выбросы промышленных заводов загрязняют воздух и воду, вырубка деревьев и химические удобрения ведут к эрозии почв, опустыниванию больших территорий. Несмотря на факторы-загрязнители, правительство Китая не спешит решать экологические проблемы, в первую очередь потому, что это бы означало замедление темпов роста экономики.

Между тем Китай активно внедряет альтернативную энергетику. Основная часть инвестиций направлена на развитие солнечной энергетики. Многие дома в городах Китая оборудованы солнечными батареями и солнечными коллекторами для подогрева воды. Например, в городе Баодин (провинция Хейбей) более 80% зданий используют солнечные коллекторы. В городе весьма сложно найти крыши зданий, на которых не установлены солнечные батареи.

Если посмотреть на пример развитых стран, то можно заметить, что методы охраны окружающей среды от вредного воздействия мегаполисов в целом схожи: развитие альтернативных видов энергетики; переработка и вторичное использование отходов; создание правовой базы, регулирующей деятельность предприятий легкой и тяжелой промышленности. И есть среди них один решающий фактор – население этих стран и городов хочет жить в экологически безопасном городе.