Как сообщил министр национальной экономики Ерболат Досаев, представляя документ, предусматривается "переход от плановых проверок на организацию проверок на основе оценки рисков, а также введение возможности страхования ответственности субъектов предпринимательства как альтернативы проверкам".
Так, предлагается осуществить переход на организацию проверок на основе оценки рисков с учетом отмены плановых проверок субъектов предпринимательства. Для этого, государственный контроль и надзор в отношении субъектов частного предпринимательства предлагается разделить на четыре группы.
К первой группе предлагается отнести сферы регулирования наиболее опасных видов деятельности, в которых проверки будут носить периодический характер. К таким сферам отнесены: атомная энергетика, оборот оружия, наркотических средств, прекурсоров, ядов, промышленная, пожарная и санитарно-эпидемиологическая безопасность.
При этом, периодический характер проверок будет сохранен не для всех субъектов, осуществляющих деятельность в указанных сферах, а только в отношении субъектов и объектов высокой степени риска.
Ко второй группе отнесены сферы деятельности, в которых будут внедрены новые системы управления рисками, в соответствии с которыми будут выборочно проверяться только «нарушители». В соответствии с указом главы государства такие СУР будут разработаны совместно с администрацией президента до конца этого года.
К третьей группе предлагается отнести сферы, в которых достаточным является проведение внеплановых проверок и только на основании обоснованных жалоб, в том числе физических и юридических лиц, чьи права были нарушены.
К четвертой группе предлагается отнести сферы, в которых государственный контроль будет осуществляться только в виде дистанционного мониторинга без выхода на проверку и без возбуждения административного производства.
Также законопроектом упрощаются процедуры ликвидации субъектов малого и среднего бизнеса. Максимально упрощаются таможенные процедуры и регистрация юридических лиц, отменяется обязательное нотариальное заверение копий документов. Отменяется техосмотр личного автотранспорта, со сроком эксплуатации до 7 лет, а также доверенность на управление транспортным средством.
"Принятие данного законопроекта положительно скажется на инвестиционном и предпринимательском климате, повлечет снижение административной нагрузки на бизнес и будет способствовать повышению конкурентоспособности казахстанской экономики", - подчеркнул Досаев.
Сенаторы, между тем, отнеслись к представленному документу без особого воодушевления. Так, Ерлан Нигматулин попросил правительство более внимательно относиться к разработке законопроектов, заметив, что в мажилисе было внесено 698 поправок, разработчики внесли 534 поправки.
"Эта цифра говорит о качестве подготовки законопроекта, практически заново переработали его в мажилисе", - считает Нигматулин.
"Увидев этот законопроект предприниматели должны ахнуть и почувствовать, что кардинально изменились условия их деятельности. В целом законопроект эту новизну несет, но некоторые статьи данного законопроекта, на мой взгляд, не выполняют те задачи, которые стоят в данном законопроекте, - заметил сенатор и пояснил, - Вводится новое понятие "проверяемый объект" и определяет это понятие теперь как имущество, находящееся на праве собственности у проверяемого субъекта. И теперь контролю и надзору подлежит не только деятельность, но и имущество проверяемых субъектов. К чему приведет? Если у предпринимателя есть три объекта, а проверку осуществляют по одному, то теперь под видом проверки имущества могут зайти и на остальные два предприятия. И скажите пожалуйста, улучшили мы жизнь предпринимателям после этого?
Хорошо, конечно, что вы в своем выступлении сейчас сказали, что вы к этим поправкам вернетесь и поправите. Это обнадеживает. Но как объяснить, что эти несколько месяцев сейчас он будет работать пока по этим нормам. А потом мало-мальски предприниматель сегодня имеет юридическую службу, если нет, то у него есть договор с юристом. И они ведь читают наши законы, которые мы принимаем, и они ведь их обсуждают, в худшем случае посмеиваются, что же они там приняли".
Тем не менее, рассмотрев документ в первом чтении, сенаторы прервали пленарное заседание на 10 минут, и во время этого перерыва профильный комитет рассмотрел законопроект во втором чтении. После перерыва документ был принят сенаторами во втором и окончательном чтении. Таким образом, закон является принятым парламентом в целом и направляется на подпись главе государства.