«Новое» правительство оказалось отнюдь не обновленным - на данный момент все министры сохранили свои портфели. Изменения коснулись только министерства обороны. Это кресло занял экс-премьер Ахметов. Бывший министр Адильбек Джаксыбеков вчера был назначен на пост государственного секретаря. Vласть вспоминает основные испытания, выпавшие на долю бывшего премьера, а также ключевые «заслуги» правительства под его руководством.

 

Улучшение условий ведения бизнеса

 

Одно  из главных достижений правительства за последний  год работы - улучшение условий создания и ведения бизнеса. Ключевым показателем этого стало 50 место, которое занял Казахстан в ежегодном рейтинге Doing Business-2014. С прошлого года поднявшись на 3 строчки.

 

Правительство Серика Ахметова работало над рядом законодательных мер для улучшения бизнес климата. Этому свидетельствует работа по созданию предпринимательского кодекса, который должен уменьшить количество требований для открытия бизнеса, и разработка плана по улучшения показателей в рейтинге Doing Business.

 

Девальвация

 

Проведенная 11 февраля девальвация стала одним из самых непопулярных решений, принятых при работе «старого-нового» правительства.  И дело было даже не в самом решении, а в его «сопроводительных» мерах со стороны Кабинета министров. Главы министерств неоднократно поддерживали заявление Нацбанка, отмечая отсутствие причин для проведения девальвации.  Девальвация вызвала социальное недовольство, а правительство, по оценкам многих аналитиков, не смогло обеспечить релевантную поддержку принятому курсу.

 

Инфляция и рост экономики

 

Несмотря на сложности в мировой экономике, и значительное снижение её роста во многих странах, Казахстан показал достаточно неплохие статистические результаты за 2013 год. За прошлый год общий рост экономики составил 6%, инвестиции увеличились на 6,5%, промышленное производство – на 2,3%, объемы строительства – на 3%, валовый выпуск продукции сельского хозяйства – на 11,6%, а уровень безработицы составил 5,2%. Отдельно стоит выделить уровень инфляции, который за 2013 год составил 4,8%. Как утверждал глава агентства по статистике, это самый низкий показатель за предыдущие 15 лет.

 

Пенсионная реформа

 

Шаги правительства по принятию нового закона о пенсионном обеспечении вызвали недовольство многих казахстанцев и критику со стороны президента Назарбаева. В результате именно по инициативе президента был найден компромисс – закон вводится на поэтапной основе с 2018 года, а ответственный - министр труда и соцзащиты населения Серик Абденов  был отправлен в отставку.    

 

Изменение декретных выплат, для женщин, зарабатывающих свыше 187 тысяч тенге

 

Изменения в определении размеров декретных выплат были негативно встречены со стороны и женской, и мужской части населения, главным образом в обеих казахстанских столицах. Однако эти выступления были, преимущественно, проигнорированы, и никаких изменений правительство не внесло.

 

Наводнение в поселке Кокпекты

 

Несмотря на то, что наводнения  - один из основных видов чрезвычайных ситуаций  в Казахстане (30% случаев от общего числа ЧС), правительство не уделило должное внимание созданию мер повышенной безопасности против паводков.

 

Как результат – потоп в поселке Кокпекты, который случился в ночь на 31 марта. В результате размыва тела плотины Кокпектинского водохранилища погибло 5 человек, полностью разрушено 14 домов, 24 дома не подлежат восстановлению, 122 строения требуют ремонта. Всего было подтоплено около 300 домов.

 

Критика  правительства в государственных СМИ

 

Действительно беспрецедентный случай – критика со стороны государственных СМИ, которые обычно отличались лояльностью к действовавшим кабинетам министров. В ноября газета «Казахстанская правда» и информационное агентство «Казинформ», резко изменив привычную тональность, направили объемный поток критики в адрес кабинета министров. Они писали о малом внимании правительства к мелиорации земель, провалов в поручении президента о кредитовании сельского бизнеса БВУ и многом другом. Впрочем, более нападок на правительство госСМИ не совершали и тег: «Куда смотрит правительство?» видимо, надолго исчез из тезауруса официальных масс-медиа.

 

Сокращение доли и выведение государства из проблемных банков

 

Кабмину под руководством Ахметова удалось выполнить одно из главных поручений Нурсултана Назарбаева о выводе и сокращения доли участия государства в трех проблемных банках: Темирбанк, Альянс банк и БТА банк.  По 46,5% акций БТА банка были куплены Казкоммерцбанком и предпринимателем Кенесом Ракишевым.  79,88% процентов простых акций Темирбанка выкупил бизнесмен Булат Утемуратов, кроме того он приобрел 16% простых и привилегированных акций Альянс банка.

 

Акцент на регионы

 

Акцент на развитии регионов стал одной из значимых заслуг кабмина Ахметова. Впервые был создан специальный уполномоченный орган – Министерство регионального развития, принят закон о местном самоуправлении и сделаны поправки в программу «Развитие регионов», которые могут помочь развивать регионы менее стихийно и тратить выделяемые бюджеты эффективнее.

 

Реализации программы ФИИР

 

Несмотря положительное восприятие программы Форсированного индустриально-иновационного развития правительством, назвать её реализацию успешной достаточно сложно. Согласно заявлениям аналитиков более 60% бюджета ГПФИИР на 2010-2014 годы не были связаны с реализацией промышленной политики напрямую. Её значительную долю составили проекты развития транспортной инфраструктуры, тоже важного направления, но не важной частью самого промпроизводства. Около 10% бюджета было затрачено на мероприятия даже формально не соответствующие целям и задачам ГПФИИР и отраслевых программ.

 

 ЕНПФ и его проблемы 

 

23 января 2013 года правительством был анонсирован закон о создании Единого пенсионного фонда. К 1 июля планировалось перевести все средства из действующих 11 пенсионных фондов в ЕНПФ. К изначально указанному сроку перевода не случилось. Нынешний председатель Нацбанка Кайрат Келимбетов заверил, что перевод активов произойдет до 1 апреля - слияние завершилось 26 марта. По официальной информации,  в результате консолидации пенсионных активов и обязательств всех НПФ количество вкладчиков ЕНПФ по всем видам договоров составило 9 689 947 человек, а сумма пенсионных накоплений – более 3,9 трлн тенге.

 

Впрочем, до сих пор не удалось решить дальнейшую судьбу частных пенсионных фондов. Ранее правительство предлагало НПФ принять участие в конкурсах, которые позволили бы стать компаниями по управлению активами. Однако результаты, как и период проведения этого конкурса не афишировались.

 

Кроме того, в апреле прошлого года правительство предложило поправки в закон «О пенсионном обеспечении», предусматривающие переход от солидарной пенсионной системы к накопительной системе. В результате, каждый гражданин должен добровольно вносить 5% от фонда оплаты труда на свой пенсионный счет.

 

Кашаган

 

Добыча на нефтяном месторождении Кашаган должна была начаться в 2005 году, но по техническим причинам была перенесена на конец 2012 – начало 2013 года. С наступлением начала 2013 года была отсрочена вновь – до середины июля. А с середины июля до 11 сентября, тогда добыча первых баррелей все-таки состоялась.

 

24 сентября, при плановой проверке одного из газопроводов была замечена утечка газа, что в очередной раз отсрочило коммерческую добычу. В Министерстве нефти и газа говорили, что добыча может быть возобновлена к середине декабря, но возобновления не произошло, и ждать этого, по словам многих экспертов, стоит только в 2015 году. При чем, эксперты также говорят, что кашаганская проблема значительно снизит рост экономики Казахстана в 2014 году.

 

Развитие агропромышленного комплекса

 

Еще одним положительным решением правительства было принятая программы «Агробизнес-2020», которая нацелена на развитие аграрного бизнеса и привлечение инвесторов. В целом, программа должна помочь усилить инвестиционную привлекательность отрасли и помочь в развитии рыночных отношений в этом секторе экономики. При этом правительство хотело не только поддерживать фермеров через действующие государственные финансовые институты, но и вовлекать в этот процесс банковский сектор. Впрочем, о промежуточных результатах программы пока ничего неизвестно.

 

Комментарий Vласти:

 

Данияр Ашимбаев, главный редактор биографической энциклопедии «Кто есть Кто в Казахстане»:

 

 

Для стабильности процесса, поскольку итак сменилось три высших лица страны, видимо, сочли что этого на данном этапе вполне достаточно. Думаю, рокировки будут, и явно по правительству, но не думаю, что будут сразу.   Чтобы сейчас не вступали в разборки – кто какие блоки будет курировать, кто приведет новых людей и тд., было принято действительно необычное решение – это первый раз такое, сохранить портфели министрам.  Думаю, что рокировки будут, но будут позже - по итогам оценки работы, согласно текущей ротации. У Карима Масимова - свое представление о том, каким должно быть правительство. Правительство  - это не монолитная  команда, это - группа людей, выбранная президентом, для решения определенных задач, а премьер-министр является не лидером этой группы, а скорее ее координатором. Если мы посмотрим на предыдущее правительством Масимова, то видно, что многие министерские посты сменились по два, а то и по три раза. Понятно, что есть люди которых премьер не хочет видит, но делать рокировки сейчас в такой, скажем, оригинальной политической и экономической ситуации – не лучший выход. В Казахстане такое понятие, как курс правительства и практика правительства – понятия довольно абстрактные. Наше правительство – это не победившая на выборах партия или команда единомышленников. Это -  институт президентской власти. Премьер-министр, это -  всего лишь первый министр. Если мы посмотрим на составы правительств, независимо от периода их работы, то видно, что в составе каждого из них было много кадровых изменений. Все время менялись условия, менялись задачи и конфигурации. То есть, стили менялись постоянно. Если говорить о задачах премьера – это обеспечение экономической и социальной стабильности, определенного роста и определенного реформирования. И основная задача, возложенная на него – это координация работы министерств, с целью достижения указанных результатов. Поэтому у нас были и сильные, и слабые премьеры, жестки и способные на компромисс. Говоря, к примеру, о Масимове, его стиль работы  - компромиссный и бесконфликтный. И, его можно было назвать экспериментаторским, благодаря множеству административных реформ. Стиль же Серика Ахметова, основанный на большом опыте работы на различных уровнях, предполагал большую социальную и региональную ориентированность. Но, к сожалению, особых результатов достичь не удалось. Было очень много внешних причин, это и последствия кризиса и негативные моменты, которые не решило прошлое правительство, и девальвация. То есть, была необходимость последовательно перестраивать работу и реагировать на появляющиеся проблемы, а до других действий руки не дошли. Кроме того, мы видим, что консолидации правительства не произошло. Это не вина и не заслуга премьера, просто произошла череда обстоятельств, которая не позволила до конца раскрыть свой потенциал.